В III квартале 2017 года в Банк России поступило 28,8 тыс. жалоб на некредитные финансовые организации и участников корпоративных отношений, что на 3% меньше по сравнению с II кварталом 2017 года (29,7 тыс.).
Доля жалоб на субъекты страхового рынка в III квартале выросла на 5 п.п., до 74% от общего числа жалоб на НФО, а доля жалоб на участников рынка коллективных инвестиций существенно снизилась – на 10 п.п., до 6%. Доля жалоб на МФО практически не изменилась и составила 11%.
Резкий рост жалоб на негосударственные пенсионные фонды, зафиксированный в II квартале, сменился периодом стабилизации, в связи с чем изменилась структура поступивших обращений. В III квартале 2017 года в Банк России поступило менее 1 тыс. жалоб граждан по итогам переходной кампании 2016 года, что в три раза меньше, чем в II квартале 2017 года. Всего в III квартале 2017 года в Банк России поступило 1,6 тыс. жалоб на деятельность субъектов коллективных инвестиций (НПФ, управляющие компании, специализированные депозитарии).
Среди жалоб на страховые организации наибольшую долю по-прежнему занимают обращения по вопросам заключения договора ОСАГО (88%). Основная тематика жалоб по ОСАГО касается применения коэффициента «бонус-малус» (44%), однако доля таких обращений снизилась по сравнению с II кварталом на 20,7%. Снижение доли обращений в этот период носит сезонный характер и повторяется из года в год.
При этом в III квартале 2017 года выросла доля жалоб на отсутствие возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде – на 10 п.п., до 31%. Однако мониторинг количества поступивших обращений показывает тенденцию снижения числа таких обращений от июля к сентябрю. Так, в сентябре 2017 года их поступило почти вполовину меньше, чем в августе (снижение с 2,3 тыс. до 1,3 тыс.)
Доля жалоб в отношении некредитных финансовых организаций составила 48% от общего числа обращений, поступивших в Банк России в III квартале 2017 года. Остальные 52% пришлись на
деятельность кредитных организаций – их поступило 31,3 тыс., что на 4,3% больше, чем в II квартале 2017 года.
Наибольшее количество обращений в отношении кредитных организаций приходится на сектор потребительского кредитования (41%). Чаще всего клиенты банков жалуются на проблемы с погашением кредитов (31% от всех жалоб в секторе потребительского кредитования), а также на навязывание дополнительных услуг при заключении договоров (25%).
В связи с этим Банк России подготовил изменения в нормативный акт, которые позволят увеличить «период охлаждения» по договорам добровольного страхования до 14 дней: эта норма вступает в силу с 1 января 2018 года. Кроме того, в настоящее время рассматривается возможность распространения «периода охлаждения» и на коллективные договоры страхования. Для решения проблемы чрезмерной закредитованности граждан разрабатываются меры, позволяющие ограничить предельную долговую нагрузку на заемщика на момент выдачи кредита.