Осмотр метро Стокгольма лучше совершить в вечернее время, когда большинство людей уже сидят дома и пьют чай после трудного рабочего дня. Метро Стокгольма работает с 5-00 до 24-00. Для осмотра мы выбрали время в районе 22-00 и не ошиблись, ведь осматривали “самую длинную художественную галерею мира” (так называют стокгольмское метро) в гордом одиночестве.
Красивые станции метро Стокгольма.
Для осмотра всего метро вам понадобиться не один день, ведь станций в метро Стокгольма целых сто, а протяжённость железнодорожного полотна более ста километров. Но осматривать все станции не нужно, достаточно осмотреть самое интересное, которое находиться на синей ветке метро Стокгольма.
Вход в метро Стокгольма, в отличие от других стран, обозначается не буквой М, а буквой Т (tunnelbana). Ищем близлежащую букву Т и заходим.
Система метро включает сто станций, из которых подземными являются только сорок восемь, а оставшиеся проходят по земле или над землей. Общая протяженность трех извилистых веток на карте метро Стокгольмасоставляет чуть более ста километров. Все три ветки встречаются на станции T-centralen, от которой рукой подать до автовокзала и Центрального ж/д вокзала. Жители Стокгольма называют этот пункт, из которого можно уехать куда угодно (в рамках города, страны, всей Скандинавии и даже мира), «Stockholm C». Если вы потерялись в пространстве, спросите у прохожих, как найти это место.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Каждая линия разветвляется на конце, поэтому нужно быть внимательными: у маршрутов, которые следуют в одну сторону по одной и той же ветке, могут быть разные конечные остановки.
Особенностей у стокгольмского метро много. Например, движение на линиях левостороннее, так как на момент открытия метрополитена Швеция придерживалась этого способа организации движения. А еще техника, которая движется по колеям, здесь исключительно качественная и ультрасовременная, соответствующая передовым достижениям науки и техники: от систем автоматического управления поездами до фильтров Fleetguard.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Вагоны для местного метро изготовлены по спецзаказу. От всех остальных они отличаются применением сэндвич-панелей, подлежащих полной вторичной переработке, то есть это самые экологичные вагоны на свете. При этом у каждого из них есть имя, которое можно узнать, заглянув под кабину.
Еще один факт – поезда шведской подземки не оборудованы зеркалами заднего вида. Машинист покидает кабину на каждой станции, чтобы проконтролировать поток пассажиров и объявить в микрофон о том, что он намерен закрыть двери (иногда двери закрываются после звукового сигнала). Раньше машинистам помогали вторые пилоты, но с появлением на платформах видеокамер и телевизоров эту должность сократили.
Историческая справка
Для Стокгольма метро – это всё: и первостепенно важная разновидность общественного транспорта, и визитная карточка города. Количество поездок в год превышает триста миллионов. Когда-то Стокгольм был «трамвайным», как сейчас Гетеборг и Мальме, а сегодня он является единственным в Швеции «обладателем» метрополитена.
Когда было решено строить метрополитен (в 1941 г.), по уже имеющимся подземным тоннелям ездили скоростные трамваи. Позже их переоборудовали под ветки метро. Первая линия пролегла между Slussen и Hökarängen. Официальный запуск Зеленой ветки состоялся в 1950 г. За ней последовали Красная (1964 г.) и Синяя (1975 г.).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Две самые «свежие» станции появились в середине 90-х. С тех пор интенсивное развитие метро приостановилось. Сегодня идет активное обсуждение продолжения строительных работ.
Схема метро
Схема метро Стокгольма довольно проста. Заблудиться и растеряться в нем практически невозможно, потому что щепетильные шведы продумали каждый нюанс. Станции оснащены электронными табло с актуальными сведениями о маршруте того или иного поезда, точном времени прибытия ближайших трех рейсов и т.д.
Как уже говорилось, стокгольмская подземка представлена тремя линиями:
- Зеленая. Сначала соединяла Slussen и Hökarängen, но позднее пополнилась еще двумя маршрутами. Теперь на Зеленой линии действуют T17 (Åkeshov – Skarpnäck), T18 (Alvik – Farsta strand) и T19 (Hässelby strand – Hagsätra).
- Синяя. На ней функционирует маршрут Т10, следующий от Kungsträdgården к станции Hjulsta, и маршрут T11, соединяющий Kungsträdgården и Akalla.
- Красная. На линии работают маршруты T13 (от Norsborg до Ropsten) и T14 (от Fruängen до Mörby Centrum).
Между смежными станциями есть переходы, у некоторых – общая платформа. Есть и такие, что удобно расположились прямо друг над другом. Перейти со станции на стацию можно, воспользовавшись эскалаторами или лифтами.
Время работы и интервал движения
Стокгольмское метро начинает свою работу в 5:00, а заканчивает – приблизительно в полночь. По пятницам и субботам – в 4:00. В часы пик интервал между прибытиями поездов составляет не более двух-трех минут.
Стоимость проезда
Чтобы путешествовать по Стокгольму на метро, для начала следует оплатить проезд, стоимость которого будет зависеть от того, запаслись ли вы разовым билетом или проездным.
- Разовый билет - Первый стоит 44 шведские кроны (4.29 евро). Если покупать билеты пачкой (например, сразу 16 штук), можно неплохо сэкономить. Билет нужно обязательно показать контролеру при входе в метрополитен – он поставит на нем штамп с точным временем. Разовый билет действителен в течение 60 минут – вне зависимости от того, сколько вы сделали пересадок.
- Карта SL Access card - Второй вариант – электронная смарт-карта SL Access card, которой отдают предпочтение стокгольмцы и гости города, приезжающие надолго. Универсальная карта, позволяющая передвигаться на любых видах стокгольмского транспорта, стоит 20 шведских крон (1.95 евро) и действительна она в течение шести лет – вы можете воспользоваться ею при повторном посещении Стокгольма, преподнести в качестве подарка или продать.
На SL Access card кладется депозит, с каждой поездкой со счета списываются средства. Пополнять карту можно сколько угодно раз. Если вы хотите пользоваться картой вдвоем или втроем, оповестите об этом сначала продавца SL Access card, а затем контролера в метро.
- Travel card - Отличное решение для туриста – Travel card. Это одноразовая карта, действующая в течение:
- суток (125 шведских крон или 12.19 евро)
,
- 72 часов (250 шведских крон или 24.38 евро)
- недели (325 шведских крон или 31.70 евро).
Чтобы обзавестись Travel card, сначала придется потратить 20 крон на SL Access card.
Купить билеты и карты можно:
- В сервисах SL на Центральном вокзале.
- На станциях метрополитена, в том числе на Stockholm C.
- В спецавтоматах, которые всегда найдутся в метро или на остановках.
- В кассах или у турникетов в метрополитене.
- С помощью мобильного приложения SL-Reseplanerare och biljetter.
Полезно знать! Нельзя купить билеты в вагоне поезда стокгольмского метрополитена. Если вы не оплатите поездку, то подвергнетесь штрафу в размере 1500 шведских крон (146.30 евро). Цены на странице указаны на июль 2018.
Как пользоваться метро
Зная стоимость метро в Стокгольме и имея при себе разовый билет или проездной, остается разобраться, как их применить. С билетами все просто – их нужно проштамповать при входе, обратившись к контролеру, который сидит в стеклянной будке.
Для магнитных карт предусмотрены турникеты. Приложите SL Access card к устройству для чтения карт – и всё, можете с удовольствием пользоваться метро Стокгольма. Не забывайте о том, что на станциях есть информационные табло, где ваше текущее местоположение обозначено красным кружком. В поисках нужной станции сверяйтесь с картой Стокгольма, а в поисках нужного маршрута – со сведениями на светящихся табло.
Оформление станций
Станции метро Стокгольма – еще одно подтверждение того, насколько оригинален этот город. Каждый уголок столицы звучит инженерными находками и уникальными дизайнерскими решениями. Шведы умудряются гармонично сочетать нестандартные идеи с национальной символикой, обычное – со странным, предсказуемое – с неожиданным.
Не зря метро Стокгольма носит звание «Самой протяженной художественной галереи в мире», а фото его потрясающих воображение станций стремятся сделать все без исключения туристы. Разговоры о целесообразности художественного оформления городской достопримечательности велись еще до начала её строительства. Говорят, одним из источников идей для проектировщиков стали станции московского метрополитена, но шведы выбрали свой стиль – без излишней торжественности, со вкусом, иногда с легкой «сумасшедшинкой».
Изучая фото станций метро в Стокгольме, можно увидеть скульптурные композиции и мозаику, фрески и инсталляции, радугу и руины Древнего Рима. Арт-объектами становятся не только вертикальные поверхности, но и пространство под ногами, над головой, а также скамейки и указатели. Здесь – зеркало, отражающее несуществующую противоположную плоскость, там – витраж со шведским прототипом «Титаника», огромные кубы с изображением неба и облаков или «наскальная живопись».
Система метро состоит из 100 станций, 47 из которых – подземные, а 53 – надземные. Интересно еще то, что движение на линиях левостороннее! Да и это вовсе не прихоть владельцев и жителей. Просто на момент открытия в Швеции было левостороннее движение. Но главная особенность даже не в этом!
Интерес туристов привлекает именно
необычный дизайн станцийОтредактировано пользователем 14 апреля 2022 г. 15:15:13(UTC)
| Причина: Не указана