«Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»)* и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость** по итогам августа 2022 года. Согласно результатам исследования, в последний летний месяц россияне потратили на покупку машин 84,1 млрд рублей. Это на 19% больше, чем месяцем ранее (в июле — 70,6 млрд рублей), и на 65% меньше, чем в августе 2021 года (243,5 млрд рублей). При этом в августе нынешнего года было реализовано 40,9 тыс. новых легковых автомобилей — на 27% больше результата июля (32,1 тыс. штук).
Рост продаж новых машин, как правило, приводит к увеличению затрат на их покупку, но этот процесс затрагивает не всех участников рынка. Так, в августе по сравнению с июлем упали затраты россиян на покупку автомобилей европейских и премиальных марок. В то же время сильнее всего они выросли у отечественных брендов. Также стоит отметить, что больше всего денег в конце лета было потрачено на автомобили сегмента SUV и «китайцев».
Доля премиум-сегмента впервые опустилась ниже 10%
В августе доля премиальных автомобилей в структуре финансовой емкости составила 8%. Таким образом, этот показатель впервые опустился ниже отметки в 10%. Жители России в последний месяц лета приобрели около 1 тыс. новых машин премиум-сегмента (на 12% меньше, чем в июле), потратив на это 6,4 млрд рублей (-11%).
Соответственно, доля автомобилей массового сегмента составила 92%, также впервые преодолев барьер в 90%. Объем их реализации в августе составил 39,9 тыс. единиц (+29% к июлю), а затраты на покупку достигли 77,7 млрд рублей (+22%).
«Китайцы» снова заработали больше всех
Уже третий месяц подряд больше всего денег россияне тратят на покупку машин китайских марок. Так, в августе было куплено 10,1 тыс. новых автомобилей из КНР за 30,6 млрд рублей (36% от общих затрат).
Второе место сохраняют корейские автопроизводители с результатом 20,2 млрд рублей и долей 24%. Их продажи в последний месяц лета составили 6,9 тыс. единиц.
На третью позицию поднялись российские марки, на которые было потрачено 16,6 млрд рублей (доля в финансовой емкости — 20%). При этом в августе больше всего было реализовано именно отечественных автомобилей (18,5 тыс. штук), но из-за самой низкой средневзвешенной цены в деньгах они уступают «китайцам» и «корейцам».
Оставшиеся затраты приходятся на европейские (10,4 млрд рублей), японские (5,9 млрд рублей) и американские (0,3 млрд рублей) бренды.
Отдельно стоит отметить, что в августе выросли затраты по всем маркам, кроме японских (-7% к июлю). А вот сильнее других они увеличились у российских брендов (+68%).
Кроссоверы и внедорожники не уступают никому
Сегмент SUV по-прежнему собирают больше всего денег с российских покупателей. В конце лета жители нашей страны стали обладателями 19,9 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, потратив на них 56,3 млрд рублей. Таким образом, на долю SUV в августе пришлось 49% от общих продаж и 67% всех затраченных средств (53% и 68% по итогам июля соответственно).
Второе место на российском рынке сохраняют автомобили В-класса. Так, за весь август было реализовано 17,2 тыс. новых таких машин на сумму 17,3 млрд рублей. Доля этого сегмента составила 42% по объему реализации и 21% — по деньгам (месяцем ранее — 37% и 18% соответственно).
Как итог, на долю этих двух сегментов (SUV и B) пришлось 91% от общего объема продаж и 88% всей финансовой емкости рынка. И если за месяц затраты на покупку кроссоверов и внедорожников увеличились на 17%, то машин В-класса — на 37%. Доля всех остальных сегментов в августе составила 9% в объеме реализации и 12% от всех затраченных средств.
«Драйвером роста финансовой емкости рынка остаются на сегодня китайские и российские автопроизводители. В августе на них суммарно пришлось 70% всех проданных автомобилей и свыше половины потраченных денег. Если «китайцы» не поддерживают антироссийские санкции и продолжают поставки своей продукции на наш рынок, то АВТОВАЗ в течение лета возобновил производство автомобилей семейства LADA Granta и Niva, на которые к тому же распространяются условия программ господдержки. При этом отечественный производитель в основном играет в В-классе, а китайские — среди SUV. Львиная доля затрат россиян приходится на эти два сегмента», — отмечают в пресс-службе «Открытие Авто».
«Падение затрат на покупку европейских и премиальных автомобилей — это звенья одной цепи. Премиум-сегмент более чем наполовину состоит из европейских марок, которые присоединились к антироссийским санкциям и прекратили поставки машин. В этом их поддержали японские и американские компании, дела у которых тоже складываются далеко не лучшим образом. Обидно за корейских производителей, которые не поддерживают санкции, но из-за проблем с логистикой комплектующих вынуждены были остановить производство в России. Хотя имеющийся модельный ряд Hyundai и Kia, который пользовался большой популярностью у россиян, определенно мог быть востребован и сейчас. Пока же им приходится распродавать складские запасы и задействовать механизм параллельного импорта», — объясняют в пресс-службе аналитического агентства «АВТОСТАТ».