Банк Русский Стандарт изучил, как на фоне пандемии с 2019 по 2021 г. г. менялись траты в трех категориях ритейла, традиционно входящих в число лидеров популярности у россиян: фуд-ритейл, бытовая техника и электроника, одежда и обувь. Прошлогодний тренд перехода в онлайн в текущем году сменился на возвращение в офлайн.
Фуд-ритейл
По данным Банка Русский Стандарт, именно этот сегмент ритейла лидирует в обозреваемой тройке как по количеству, так и по сумме покупок. Рассмотрим отдельно особенности онлайн- и офлайн-трат на продукты питания.
Средний онлайн-чек одной покупки с января по сентябрь 2021 года составил 929 руб. За последние три квартала относительно аналогичного периода 2020 года заметно снизились как количество, так и сумма онлайн-покупок продуктов — на 88% и 91%, соответственно. Подобное вполне объяснимо взрывным ростом интереса россиян к онлайн-покупкам продуктов в пандемийный 2020 год на фоне необходимости соблюдения строгого режима самоизоляции и возвращением в 2021 году к привычному походу в магазины. Так, для сравнения, за три квартала 2020 года относительно аналогичного периода 2019 года общее количество таких операций увеличилось на рекордные 302%, а сумма — на 182%.
Снижение активности в онлайн-тратах в 2021 году сопровождается восстановлением спроса на покупки в традиционных офлайн-магазинах, поскольку россияне стали чаще посещать общественные места. Так, за три квартала 2021 года общее число офлайн-покупок продуктов выросло на 66%, а общая сумма — на 78% относительно аналогичного периода 2020 года. Средняя сумма, которую тратят россияне за один поход в продуктовый магазин с января по сентябрь 2021 года ниже, чем в онлайне — 703 руб. В прошлом же году офлайн-статистику заметно скорректировала пандемия. Согласно данным банка, количество и сумма таких операций в фуд-ритейле с января по сентябрь 2020 года снизились по сравнению с тремя кварталами 2019 года на 63% и 44%, соответственно.
Бытовая техника и электроника
Аналогичная ситуация со снижением онлайн-активности россиян на фоне ее роста в офлайне — и в сегменте «бытовая техника и электроника». По данным Банка Русский Стандарт, за три квартала 2021 года относительно того же периода 2020 года общее количество онлайн-покупок всевозможных гаджетов для дома, учебы и работы снизилось на 39%, а сумма — на 24%. При этом средний чек здесь в 2021 году составил 19 280 руб. Снижение количества и суммы онлайн-покупок стало особенно заметным на фоне статистики 2020 года, который большинство россиян провели дома. Подобные условия, судя по всему, спровоцировали рост их интереса к бытовой технике и электронике — в качестве гаджетов-помощников для дома, налаживания качественной удаленной работы и дистанционного обучения. Так, общее количество покупок техники в онлайне с января по сентябрь 2020 года выросло по сравнению с тремя кварталами 2019 года на 34%, а сумма — на 144%.
Примечательно, что в офлайне за три квартала 2021 года общее количество покупок бытовой техники и электроники, напротив, выросло относительно января-сентября 2020 года на 49%, а сумма — на 57%. Средний чек одной покупки за три квартала текущего года составил здесь 2 598 руб. При этом в аналогичном периоде 2020 года, на фоне ограничений в работе магазинов электроники, ситуация была противоположной — общие количество и сумма снижались по отношению к январю-сентябрю 2019 на 6% и 1%, соответственно.
Одежда и обувь
Из трех обозреваемых сегментов ритейла лишь «одежда и обувь» показывают стабильный рост покупок в онлайне c 2019 года. Так, их общее количество в январе-сентябре 2021 года относительно января-сентября 2020 года выросло на 196%, а сумма — на 224%. Средний онлайн-чек на обновление гардероба в 2021 году составил 5 714 руб. При этом в прошлый год строгих ограничений количество таких покупок выросло на 6% относительно 2019 года, а сумма — на 60%.
На фоне ослабления карантинных мер относительно прошлого года три квартала 2021 года показали рост как по количеству, так и по сумме покупок в традиционных магазинах одежды и обуви — показатели выросли на 29% и 31%, соответственно. Средний офлайн-чек на обновление гардероба составил 2 969 руб. При этом в 2020 году покупки одежды и обуви в офлайне ожидаемо показали снижение статистики относительно трех кварталов 2019 года — на 31% снизилось число покупок, а на 66% — сумма.
Методология: в рамках исследования были изучены все покупки по картам в эквайринговой сети Банка Русский Стандарт (5-я по величине в стране) с января по сентябрь 2019, 2020 и 2021 гг. в категориях «фуд-ритейл», «бытовая техника и электроника», одежда и обувь».