Сергей Власов, эксперт маркетплейса по покупке и продаже автомобилей Банкавто (цифровая платформа РГС Банка), проанализировал динамику средних цен на наиболее востребованные модели машин в самых популярных в России классах автомобилей. Наибольший рост ценников показали не те машины, которые оказались особенно популярными, а те, где их продавцы на фоне дефицита решили увеличить норму прибыли. Анализ проведен на основе данных Russian Automotive Market Research и «АвтоБизнесРевю». Средняя цена получена на основании реальных сделок в дилерских центрах и на основании цен, представленных на автомобильных классифайдах.
Продажи ценам не указ
Лидеры продаж отечественного авторитейла в сегменте новых автомобилей давно не меняются. По данным «АвтоБизнесРевю», по итогам трех кварталов текущего года 36% рынка в сегменте новых автомобилей занимают седаны B-класса, на компактные кроссоверы SUV приходится 32%, на средние SUV – 11% и на большие – 7%. Примерно те же доли рынка были у этих моделей и год назад. В целом автомобили именно этих классов составляют почти 90% продаж. Однако в каждом размерном классе периодически рождаются свои лидеры как по продажам, так и по росту средней цены на рынке.
Сегментация рынка РФ легковых автомобилей по итогам трех кварталов 2021 года
Polo и Duster росли в цене сильнее других
По итогам трех кварталов 2021 года в В-классе сильнее всего на рынке выросла средняя цена на Volkswagen Polo. Она составила 1,19 миллиона рублей (+27% за год). При этом продажи этой модели по итогам трех кварталов текущего года упали на 5%. Другие представители этого же размерного класса седанов росли как в цене, так и в объемах продаж. Так, средняя цена Kia Rio по итогам сентября составила 1,07 миллиона рублей (+10% к сентябрю в 2020-м), Hyundai Solaris – 1,05 миллиона рублей (+13%), «Лада-Веста» – 1,01 миллиона рублей (+14%). В то время как по продажам среди всех массовых моделей больше всего прибавил Solaris (48 840 а/м, +49%).
Новые автомобили B-класса
Марка и модель | Средняя цена по итогам 9 мес. 2020 г. | Средняя цена по итогам 9 мес. 2021 г. | Динамика | Продажи (шт.) 9 мес. 2020 г. | Продажи (шт.) 9 мес. 2021г. | Динамика |
VOLKSWAGEN POLO | 931 531 | 1 186 533 | 27,4% | 41 634 | 39 689 | -5% |
LADA VESTA | 883 341 | 1 008 144 | 14,1% | 72 464 | 82 860 | +8% |
HYUNDAI SOLARIS | 935 818 | 1 052 981 | 12,5% | 32 871 | 48 840 | +49% |
LADA GRANTA | 606 050 | 673 212 | 11,1% | 84 410 | 90 968 | +8% |
KIA RIO | 970 951 | 1 070 733 | 10,3% | 58 689 | 63 220 | +8% |
Источник данных: по продажам – АвтоБизнесРевю, по средней цене – Russian Automotive Market Research. Средняя цена получена на основании реальных сделок в дилерских центрах и на основании цен, представленных на автомобильных классифайдах.
В сегменте SUV лидером по росту аппетитов продавцов оказался Renault Duster. Его средняя цена по итогам трех кварталов составила 1,33 миллиона рублей (+25% за год). Но и продажи, несмотря на дефицит этой модели, прибавили очень активно (+40% к трем кварталам в 2020-м). Hyundai Creta в среднем продавали за 1,45 миллиона рублей (+15%), а Kia Seltos - за 1,66 миллиона (+11%). При этом Seltos на фоне низкой базы прошлого года прибавил 69% в продажах. Другие популярные, но традиционно более дорогие кроссоверы нашего рынка отметились тем, что росли в цене активнее, чем в объемах продаж. Toyota RAV-4 получила среднюю цену в 2,6 миллиона (+10%), Kia Sportage – 2,11 миллиона (+16%), Volkswagen Tiguan – 2,53 миллиона (+15%).
Новые SUV B-класса
Марка и модель | Средняя цена по итогам 9 мес 2020 г. | Средняя цена по итогам 9 мес. 2021 г. | Динамика | Продажи (шт) 9 мес. 2020 г. | Продажи (шт) 9 мес. 2021 г. | Динамика |
RENAULT DUSTER | 1 071 045 | 1 334 260 | 24,6% | 21 212 | 29 778 | +40% |
HYUNDAI CRETA | 1 256 389 | 1 449 587 | 15,4% | 52 098 | 53 399 | +3% |
KIA SELTOS | 1 489 900 | 1 656 961 | 11,2% | 7 812 | 13 218 | +69% |
Источник данных: по продажам – АвтоБизнесРевю, по средней цене – Russian Automotive Market Research.
Новые SUV С-класса
Марка и модель | Средняя цена по итогам 9 мес. 2020 г. | Средняя цена по итогам 9 мес. 2021 г. | Динамика | Продажи (шт) 9 мес. 2020 г. | Продажи (шт) 9 мес. 2021 г. | Динамика |
KIA SPORTAGE | 1 824 519 | 2 113 942 | 15,9% | 20 405 | 20 149 | -1% |
VOLKSWAGEN TIGUAN | 2 201 619 | 2 528 618 | 14,9% | 23 744 | 25 908 | +9% |
TOYOTA RAV4 | 2 371 708 | 2 604 367 | 9,8% | 26 048 | 27 204 | +4% |
Источник данных: по продажам – АвтоБизнесРевю, по средней цене – Russian Automotive Market Research.
И наконец, среди популярных больших кроссоверов лидером по росту цены за год оказался BMW X5 – 8,18 миллиона рублей (+20%). Lexus RX примерил средний ценник в 5,26 миллиона (+13%), Mercedes-Benz GLE – в 8,79 миллиона (+17%). При этом вседорожник из Штутгарта на фоне появления машины нового поколения прирастил продажи на 58%, а его прямой конкурент из Баварии - всего лишь 1%.
Новые SUV D/Е-класса
Марка и модель | Средняя цена по итогам 9 мес. 2020 г. | Средняя цена по итогам 9 мес. 2021 г. | Динамика | Продажи (шт) 9 мес 2020 г. | Продажи (шт) 9 мес 2021 г. | Динамика |
BMW X5 | 6 822 222 | 8 176 833 | 19,9% | 5 336 | 5 401 | +1% |
LEXUS RX | 4 648 303 | 5 258 075 | 13,1% | 7 124 | 7 926 | +11% |
MERCEDES-BENZ GLE | 7 518 667 | 8 793 333 | 17,0% | 2 852 | 4 517 | +58% |
Источник данных: по продажам – АвтоБизнесРевю, по средней цене – Russian Automotive Market Research.
Прогноз изменения цен по новым автомобилям
Рост цен не прекращался в течение всех 9 месяцев, и он продолжится до конца года. Среди драйверов роста все те же факторы — повышенный спрос и дефицит автомобилей. Участники рынка не ожидают улучшения ситуации с обеспечением складов новыми машинами вплоть до второй половины 2022 года. Проблемы авторитейла, вызванные прежде всего нехваткой высокотехнологичных электронных компонентов, по-прежнему не решены и, по-прогнозам, останутся на повестке дня и в 2023 год. Целый ряд марок объявили о вынужденном сокращении производства. При этом прайс-листы в формате рекомендуемых розничных цен на большинство моделей еще подрастут до конца года в пределах 4-5%.
Будет играть роль и такой стоп-фактор, как затянувшийся период рынка «продавца». В зависимости от бренда в течение года реальная цена сделки выросла на 30-40% и выше относительно того же периода прошлого года. Часто клиенты вынуждены доплатить за обязательное доп. оборудование. Со скидкой можно купить лишь некоторые машины премиального класса. В массовых брендах по розничной рыночной цене не продают даже китайские автомобили.
Кроме того, после вновь начавшегося в ряде ключевых регионов локдауна отделы продаж вынужденно работают в усеченном формате, что приведет к дальнейшему скачку окончательной цены сделки сразу после снятия ограничений.
В то же время по ряду марок, чья доля продаж на российском рынке не превышает 1-2%, авторитейл по итогам года все равно наверняка увидит рост продаж. Речь идет в основном о премиальных брендах. Они же сохранят ряд поддержек по trade-in и F&I и дают надежду покупателю сэкономить до нескольких сотен тысяч рублей.
Вопреки прежним тенденциям
Еще одна новая тенденция трех кварталов – цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет.
Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год).
Кроссоверы c пробегом (до 3 лет)
Марка и модель | Средняя цена по итогам 9 мес. 2020 г. | Средняя цена по итогам 9 мес. 2021 г. | Динамика |
BMW X5 | 5 389 908 | 7 501 711 | 39,2% |
LEXUS RX | 3 342 373 | 4 511 604 | 35,0% |
RENAULT DUSTER | 965 661 | 1 287 556 | 33,3% |
HYUNDAI CRETA | 1 140 427 | 1 476 168 | 29,4% |
TOYOTA RAV4 | 1 993 660 | 2 571 287 | 29,0% |
VOLKSWAGEN TIGUAN | 1 908 542 | 2 404 637 | 26,0% |
KIA SPORTAGE | 1 578 641 | 1 979 285 | 25,4% |
MERCEDES-BENZ GLE | 5 967 311 | 6 749 153 | 13,1% |
Источник данных - Russian Automotive Market Research
Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год).
Седаны с пробегом B-класс (до 3 лет)
Марка и модель | Средняя цена по итогам 9 мес. 2020 г. | Средняя цена по итогам 9 мес. 2021 г. | Динамика |
VOLKSWAGEN POLO | 793 537 | 1 083 210 | 36,5% |
KIA RIO | 862 577 | 1 167 558 | 35,4% |
HYUNDAI SOLARIS | 848 594 | 1 112 714 | 31,1% |
LADA GRANTA | 471 254 | 576 845 | 22,4% |
LADA VESTA | 713 820 | 830 063 | 16,3% |
Источник данных - Automotive Market Research
Прогноз изменения цен по автомобилям с пробегом
В целом все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», могли рассчитывать на то, что не только не теряли относительно цены покупки машины, но по ряду моделей еще и оставались в прибыли. Однако долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет.
Падение рынка новых автомобилей и оголтелый рост цен на новые машины ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин более-менее приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены до конца года продолжат рост. Единственный положительный момент, что при условии стабильности курса валюты рост уже не будет измеряться двузначными числами.