РГС Банк (входит в группу банка «Открытие») в преддверии Дня банкомата (27 июня) узнал, изменилось ли отношение россиян к пользованию этими банковскими устройствами за последний пандемийный год. По результатам опроса*, в котором приняли участие более 1,5 тысяч респондентов в крупных городах России, оказалось, что половина россиян уже практически не используют их для проведения финансовых операций, тогда как для другой половины опрошенных использование банкомата в повседневной жизни является обыденным делом.
Каждый третий россиянин (30% опрошенных) давно не пользуется банкоматами, предпочитая дистанционные форматы взаимодействия с банками. Еще 21% ответили, что пользуются банкоматом несколько раз в год. Однако для весомой доли респондентов использование банкоматов является привычным делом: 25% совершают финансовые операции с их помощью несколько раз в месяц, 13% – еженедельно, а 11% – ежедневно.
Москвичи при этом пользуются банкоматами еще реже. Практический каждый третий москвич давно не использует банкоматы: 36% жителей столицы не пользуются банкоматами в принципе, 23% пользуются их сервисами несколько раз в год, а каждый четвертый (25%) – несколько раз в месяц. Еще 10% прибегают к услугам банкоматов несколько раз в неделю, а 7% – ежедневно.
Отвечая на вопрос о влиянии пандемии на частоту пользования банкоматами, треть опрошенных (28%) отметили, что стали пользоваться ими в «коронакризис» реже, а 8% - чаще. У большинства же (64%) предпочтения по частоте использования банкоматов практически не изменились.
Среди наиболее популярных сервисов 55% опрошенных отметили операции пополнения и снятия наличных по счетам и картам, 15% – подключение смс-информирования, 13% – оплату услуг, 10% – безналичные переводы с карты на карту, 8% – информационные выписки.
При этом, к сожалению, даже несмотря на рост мошеннических атак за время пандемии, далеко не все россияне до сих пор соблюдают правила финансовой безопасности при использовании банкоматов. Большинство участников опроса при выборе банкомата не обращают внимание на такие факторы, как место установки, внешний вид или частичная неисправность, главное, чтобы терминал был удобно расположен по пути следования, – по такому принципу банкомат выбирают 32% опрошенных.
28% респондентов отметили, что в случае выбора банкомата их смутят какие-либо неисправности с экраном или внешним видом. Еще по 24% скорее всего пройдут мимо банкомата с неизвестным брендом банка или стоящего в темном переулке, а 23% смутит присутствие не внушающих доверие посторонних лиц рядом с устройством, где планируется снятие средств или использование карты. И наконец, 19% не станут пользоваться банкоматом с подозрительным внешним видом: грязный терминал, накладки на клавиатуре или картоприёмнике, посторонние камеры и пр.
Денис Сорокин, директор продуктовой фабрики розничного бизнеса РГС Банка:
«Несмотря на растущее количество россиян, предпочитающих дистанционные каналы для совершения банковских операций, среди значительной части клиентов до сих пор популярны банкоматы финансовых организаций, в том числе и потому, что роль банкоматов давно вышла за рамки простой выдачи наличных. В этой связи РГС Банк, несмотря на постоянное увеличение роли цифровых каналов в продажах, планомерно расширяет как собственную, так и партнерскую банкоматную сеть, которая превысила на сегодня 93 тыс. устройств по всей России. Нам важно развивать все каналы взаимодействия с клиентами, предлагая им возможность совершать необходимые операции там, где удобно, и с максимальным уровнем безопасности».
*В исследовании приняли участие 1535 респондента в возрасте 18+, география исследования – города России с населением 1 млн +, метод сбора данных – анкеты на самозаполнение, онлайн-опрос, данные – июнь 2021 года.