Треть опрошенных Visa предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса в 2020 году начали оказывать услуги с помощью электронных платежей. Максим Солнцев (СДМ-Банк) рассказывает о будущем QR-эквайринга и возможностях интеграторов в этой сфере.
Переход к оплате по безналу и фактический отказ потребителей от наличных денег в пик пандемии заставили начать использовать эквайринг даже самозанятых. Это значительно расширило круг пользователей услуги. В итоге только за второй квартал 2020 года доля безналичных платежей в рознице выросла на 5 п.п. - почти до 69%, показывает статистика Банка России.
Тренды рынка эквайринга 2020 года
1. Мобильные POS-терминалы и приложения для оплат
В начале пандемии возрос спрос на мобильные ПОС-терминалы для сервисов доставки, а также на приложения для оплат, которые устанавливаются на любой смартфон и требуют только считывающего устройства.
Торгово-сервисные предприятия дорабатывали свои сайты, чтобы обеспечить бесконтактную оплату сразу через сайт ТСП (торгово-сервисное предприятие) или по платежной ссылке.
В целом, мы видим, что рынок очень быстро адаптировался к условиям пандемии. Многие компании открывают для себя новые форматы обслуживания и осваивают технологические решения. Их важно правильно применять.
2. Кассы самообслуживания
Этот инструмент становятся все более востребованным для оплаты в розничных офлайн-магазинах, так как существенно сокращают контакты между людьми.
Выбирая кассу самообслуживания или вендинговый аппарат рекомендуем узнать у банка или обслуживающей компании по эквайрингу о том, есть ли возможность интегрировать кассы с процессинговым центром.
3. Платежные модули от банков
В секторе интернет-эквайринга банки пытаются максимально облегчить подключение торгово-сервисных предприятий, поэтому предоставляют платежный модуль для сайта, разработанного на одной из популярных систем управления (CMS) или предлагают установить платежный виджет (программный код, который вставляется на сайт в место, где должна располагаться кнопка «Оплатить») либо возможность оплаты по ссылке.
4. Интеграторы эквайринга
Активно развиваются интеграторы эквайринга, которые предлагают бизнесу интернет-эквайринг «под ключ».
Они предоставляют возможность принимать платежи со всех видов банковских карт, электронных кошельков, платежных терминалов, решают вопрос с фискализацией платежей и являются хорошим решением для предпринимателей, которые не хотят или не могут в силу разных причин решать технические вопросы, связанные с эквайрингом. В качестве примера таких площадок можно привести «Смартфин» (бренды 2can&ibox), PayKeeper или Orange Data.
5. QR-эквайринг
QR-эквайринг набирает популярность. Он позволяет принимать безналичную оплату без установки терминала, с помощью графического кода. Вместо оплаты картой покупатель сканирует QR-код, который продавец разместил на своем сайте, ценнике или на кассе. По QR-коду банк автоматически находит информацию и предлагает клиенту подтвердить оплату.
Такой способ расчетов избавляет компании от необходимости устанавливать терминал. Это очень актуально, например, для маленьких парикмахерских, киосков, рынков, в которых отсутствует обычный эквайринг. Так покупатель получает возможность оплачивать товары и услуги без использования карты с помощью смартфона.
Системно значимые банки должны подключиться к оплате товаров по QR-коду к октябрю 2021 года. Все остальные - универсальные – до 1 апреля 2022 года. Однако уже сегодня возможность проводить оплату по QR-коду через систему быстрых платежей Центробанка предоставляют около трех десятков банков.
6. Онлайн-кассы
Наличие онлайн-касс – обязательное требование для розничного бизнеса. В связи с этим банки, подключая интернет-эквайринг, предоставляют функционал для формирования чека в онлайн-кассе и отправки данных в компанию-оператор фискальных данных (ОФД).
7. Снижение комиссий за эквайринг
До пандемии одним из главных доводов, которым бизнес оправдывал отказ от использования эквайринга, был размер комиссии банку. Она составляла до 2-3%, что было невыгодно для бизнеса с небольшими оборотами. По распоряжению ЦБ РФ, российские банки с 15 апреля по 30 сентября снизили до 1% размер комиссии за для социально-значимых товаров и товаров повседневного спроса. Это решение сократило затраты компании на эквайринг и сделало его доступным для предприятий с небольшими оборотами.
***
Пандемия ускорила переход компаний, которые застряли в офлайн-секторе, в онлайн. Это увеличило популярность безналичных операций и бесконтактных переводов. Так коронавирус оказал позитивное влияние на рынок эквайринга, без которого невозможно представить современную экономику.
Да, мы живем в ситуации, которая практически лишает нас возможности строить долгосрочные планы и привыкать к определенным форматам ведения бизнеса. Но что поделаешь: важно идти в ногу со временем, перестраивать бизнес под потребности рынка, использовать все возможности, чтобы добраться до своего потребителя.
Основные требования клиентов к банкам-эквайерам: оперативность, легкость подключения, поддержку 24/7, скорость перевода денежных средств на счет ТСП (онлайн или на следующий день), размер комиссии и наличие полнофункционального личного кабинета с аналитикой продаж.