Почта России и Почта Банк организовали экспертную сессию «FINTECH E-COMMERCE: плюсы и минусы сотрудничества крупных игроков и финансовых сервисов» в рамках форума «Неделя ритейла 2020». Топ-менеджеры «Ростелекома», сети «Связной», X5 Retail Group и фонда «Сколково» обсудили, за чем будущее – за офлайном или онлайном. Участники сессии также говорили о тенденциях развития индустрии финтех-сервисов: есть ли у крупных ритейлеров запрос на инновации, чего не должны предлагать стартапы и в каком виде необходимо приходить на встречу с компанией-заказчиком.
Модераторами сессии выступили советник по финансовым технологиям и продуктам Почты России Алена Бочарова и член правления, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка Анастасия Масленникова. Сама сессия словно отражала омниканальность, которую обсуждали спикеры – четверо ее участников присутствовали в Центре международной торговли, а двое - онлайн. Анастасия Масленникова рассказала, что Почта Банку всего 4 года, он сам является своеобразным стартапом своих акционеров – Почты России и банка ВТБ. И несмотря на то, что он работает в формате лоукостера, банк внедрил в свои процессы ряд инновационных технологий, которые сделали возможным получение качественных банковских услуг в самых труднодоступных и малонаселенных регионах страны.
Директор по цифровой идентичности «Ростелекома» Иван Беров поделился тем, что наблюдает цифровизацию во многих сферах и движение в онлайн очевидно: «Телеком-компании уже не нуждаются в большом количестве офисов – все происходит онлайн, мы нередко встречаемся с клиентом только на этапе монтажа линии связи». Он добавил, что от стартапа он ждет в первую очередь стратегического взгляда на отрасль и решений на перспективу. Поэтому молодым компаниям он пожелал нового имиджа – приходя на встречу в рваной футболке, не надо забывать об интеллигентности, и содержании материала – предложение должно включать знание истории инноваций разных компаний, и не решать текущие задачи операционной деятельности.
Директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник рассказал, что у них количество заказов в онлайне выросло в десятки раз, но это не является свидетельством кардинального изменения в поведении клиентов: «Эмоции при покупке мяса, рыбы или вина для организации праздничного стола по-прежнему очень важны, их можно получить только в магазине». Он рассказал, что в food-ритейле произошло много инновационных внедрений, а в ближайшие 2-3 года с развитием рынка большие игроки сами будут конкурировать за стартапы, а не они объяснять, почему с ними надо работать.
Идеологию многоканального ритейлера, сосуществование онлайна и офлайна практикуют в сети «Связной», отметил ее генеральный директор Евгений Давыдович. «Любой стартапер планирует заработать деньги, и если вы сможете доказать, что идея заработает, у нее больше шансов быть внедренной нами», - отметил спикер.
Вице-президент, исполнительный директор Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Константин Паршин рассказал, что в Сколково проходит множество мероприятий, которые пандемия увела в онлайн. И в небольшой промежуток времени, когда встречи стали возможны, они стали пользоваться большим спросом: «Очно общаться лицом к лицу – это что-то невообразимое! Мы увидели бум желания общения в офлайне. Люди изголодались по общению, это заложено природой, и не надо этому сопротивляться». Он также отметил, что ритейл совершил огромный скачок в период пандемии. Эти новации уже выстреливают, и их количество и качество будут расти.
Алена Бочарова отметила, что Почта России – крупнейшая государственная компания, во всех смыслах сомасштабная стране. У нас большие амбиции – стать проводником качественных финансовых услуг для россиян и предлагать их во всех точках нашей страны. Рынок финансовых технологий развивается очень быстро, поэтому Почта с большим интересом рассматривает возможности сотрудничества с перспективными стартапами. Ведь это возможность в короткие сроки внедрить большое количество улучшений для разных клиентских сегментов.
Анастасия Масленникова собрала в единый образ получившийся портрет молодого стартап-менеджера - стремится много зарабатывать, легкий на подъем, при этом ему не обязательно иметь свой кабинет, но при необходимости имеет возможность «подпрыгнуть» в Zoom на звонок, а через некоторое время «отрастит зубы». «Мир меняется, крупные игроки уже понимают, что стартап - это потенциальный стратегический партнер, поэтому мы ожидаем, что стартапы, которые предлагают сотрудничество, уже хорошо разбираются в деталях клиентского пути и имеют глубокую экспертизу в технологиях», - резюмировала Алена Бочарова.