- Сокращение расходов россиян на товары и услуги в период с 13 по 19 апреля 2020 г. составило 14,5% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года.
- Однако по отношению к предшествующему периоду траты вторую неделю подряд растут. Прирост относительно расходов 6–12 апреля составил 3,9%.
- Всплеск покупок зафиксирован в сегменте «Универсальные магазины». Структура изменений по категориям дает основание предположить, что прирост преимущественно связан с празднованием Пасхи.
21 апреля 2020 года, Москва — Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» продолжает разработку серии индикаторов, которые способны с минимальной задержкой отслеживать экономические процессы. Лаборатория еженедельно представляет анализ о динамике трат потребителей на товары и услуги.
С 13 по 19 апреля расходы населения на товары и услуги продолжили восстанавливаться и увеличились на 3,9% по сравнению с предшествующей неделей. Падение к сопоставимой неделе 2019 года составляет 14,5%. Это в значительной степени связано с календарным фактором. В 2020 г. православная Пасха пришлась на 19 апреля, а в 2019 г. — на 28-е число. По оценкам аналитиков лаборатории «СберДанные», это объясняет порядка 60% прироста к предшествующей неделе.
Помимо календарного фактора, однако, заметна общая стабилизация спроса на текущих уровнях. Дальнейшее снижение по сравнению с предыдущей неделей показала лишь четверть из обследуемых категорий. Во всех остальных сегментах уровень покупок сохраняется на средних объемах апреля, а в некоторых категориях даже наблюдается увеличение трат. При этом остается четкое разделение: сектор услуг — «на паузе», все дополнительные расходы осуществляются в товарах.
В разрезе категорий отмечается характерный всплеск в сегменте «Универсальные магазины». Спрос обычно растет здесь в течение пасхальной недели, а затем нормализуется. За период с 13 по 19 апреля 2020 г. на эту категорию приходится 1,1 п.п. из 3,9% совокупного прироста к прошлой неделе. Еще 1,7 п.п. обеспечили продуктовые магазины, что, вероятно, также связано с религиозным календарем. Из-за постоянного «плавания» даты празднования корректный учет этого фактора —трудоемкая задача. Однако рост покупок в этих категориях не представляется аналитикам устойчивым.
Вторую неделю подряд сохраняются нормальные объемы продаж в такой крупной категории, как «Товары для ремонта» (–2,8% г/г). Продолжают появляться новые покупатели бытовой техники и электроники, а также мобильных устройств. По сравнению с предшествующей неделей символически подрос даже спрос на авиабилеты (–89,2% г/г против значения прошлой недели –93,7% г/г). Здесь, очевидно, появились желающие воспользоваться выгодными ценовыми предложениями. Однако транспортный комплекс в целом остается одним из самых слабых: падают продажи бензина, расходы на такси, стоянки, парковки.
Результаты подтверждают гипотезы аналитиков лаборатории «СберДанные» о консервации потребительского спроса на низких уровнях. Эпизодический рост расходов в различных товарных категориях свидетельствует о том, что потребители пока готовы покупать. Однако структура изменений указывает на неустойчивость всплеска последней недели. Окончание месяца, вероятно, будет чуть более слабым, но без существенных ухудшений.