Комментарий Директора филиала в Перми Шишмагаева А.В. для газеты "Коммерсантъ"

Новости СДМ-Банка

К 2020 году в Перми изменится система функционирования городского пассажирского транспорта. С 1 мая в тестовом режиме будут запущены новые маршруты, которые начнут работать уже по новой схеме. Помимо изменения маршрутной сети, новая модель меняет взаимоотношения с автобусными перевозчиками и предполагает внедрение нового тарифного меню. Участники рынка считают, что многие параметры реформы необходимо доработать.

С 1 мая в тестовом режиме начнет работу новая модель организации пассажирского транспорта в городе Перми. На десяти маршрутах (около 10% рынка автобусных перевозок) будут опробованы новые правила работы. В частности, кроме изменения маршрутной сети, будет реализован измененный механизм расчетов с перевозчиками. Деньги от продажи билетов будут поступать в казну города, а не оставаться у перевозчика, как сейчас. Предпринимателям же мэрия будет оплачивать работу на маршрутах. Специально для реализации этой реформы для нужд муниципального предприятия «Пермгорэлектротранс» были закуплены 85 новых автобусов общей стоимостью 840 млн руб. Предприятие получило маршруты в обслуживание в результате конкурсных процедур. Всего ПГЭТ получил контракт на четыре маршрута, остальные выиграли действующие участники рынка. Предполагается, что полностью на новую модель работы с перевозчиками администрация перейдет уже к 2020 году. Как рассказал начальник департамента дорог и транспорта администрации города Перми Анатолий Путин, заключение контрактов на 2020 год будет проходить во второй половине этого года. К этому времени у муниципалитета уже появится практика применения новых контрактов и можно будет внести какие-то коррективы, если они потребуются.

Реформу пассажирского транспорта участники отрасли, представители власти и экспертное сообщество обсудили в рамках бизнес-завтрака «Реформа пассажирского транспорта в городе Перми: финансовый аспект», организованного газетой «Коммерсантъ-Прикамье».

Анатолий Путин рассказал о главных целях предстоящей реформы. По замыслу чиновников, необходимо выстроить систему перевозок таким образом, чтобы она была сбалансирована как в плане качества, так и в финансовом аспекте. «Самое главное, чтобы для пассажиров она обеспечивала тот уровень перевозок, который мы обязаны им предоставить»,— уточнил он. В рамках реформы будут заключены новые контракты с перевозчиками, предусматривающие перечисление выручки от продажи билетов в бюджет. Перевозчикам будет оплачиваться транспортная работа, рассчитанная по методике, определенной федеральным законодательством. Кроме того, реформа предполагает изменение маршрутной сети, введение нового тарифного меню, повышение требований к качеству подвижного состава. «В итоге при переходе на данную модель мы своей целью ставим сбалансировать расходы и доходы бюджета, которые направляются на транспортную отрасль, и тем самым обеспечить понятные условия работы для перевозчиков, которые будут видеть, сколько денежных средств заложено в бюджете на оплату контрактов. И город сможет планировать работу транспорта на долгосрочный период и оперативно реагировать на потребности пассажиров»,— подчеркнул Анатолий Путин. Он отметил, что задача сэкономить бюджетные средства перед организаторами не стоит. Стоит задача сохранить затраты в том же объеме, но улучшить качество работы.

Заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД по Пермскому краю Вячеслав Кадочников рассказал, что ведомство отмечает рост ДТП с участием пассажирского транспорта. По мнению специалиста, реализация реформы, при которой водитель не будет устраивать гонки на дорогах в борьбе за пассажиров, положительно скажется на снижении числа ДТП. Впрочем, с таким прогнозом согласились не все участники встречи. Так, предприниматели отмечают, что, несмотря на отсутствие борьбы за пассажиров, у водителей не исчезнет потребность в соблюдении графика движения. Согласно новым контрактам, несоблюдение графика приведет к штрафным санкциям.

Перестроить маршруты

Один из ключевых параметров реформы — изменение маршрутной сети. В результате реформы передвижение по городу должно стать удобнее. Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, директор Института тран­спортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов отметил, что Пермь — очень продвинутый город. «Это видно снаружи — с точки зрения безопасности и организации дорожного движения, обслуживания населения. Таких характеристик нет в других городах»,— сказал он. Задуманная реформа, по его словам, также уникальна. Ни в одном городе нашей страны одновременно не менялась маршрутная сеть и финансовый механизм взаимодействия с бизнесом. Профессор добавил, что попытка внедрения так называемых «брутто-контрактов» предпринималась в 2005 году в Архангельске, однако опыт оказался негативным: водители автобусов, не заинтересованные в пассажирах, перестали открывать двери на остановках. Михаил Якимов подчеркнул, что в результате реализации реформы должна быть организована такая маршрутная сеть, чтобы «транспортной работы стало меньше, а пассажиров больше за счет оттока индивидуального транспорта».

Новая маршрутная сеть будет выстроена таким образом, что из отдаленных районов через центр города можно будет добраться только с пересадкой. В течение 40 минут пересадку с одного вида транспорта на другой можно будет сделать бесплатно. Также будет введено новое тарифное меню, предполагающее разную цену поездки. Однако пока никаких параметров этого нововведения не известно. Кроме того, у участников рынка возникает много вопросов о текущем тарифе на проезд. Так, стоимость проезда по городу сейчас составляет 20 руб. Тариф не поднимался уже три года. Бизнесмены, участвующие в мероприятии, отметили, что при тех требованиях, которые выдвигает администрация, в частности серьезное обновление подвижного состава, стоимость проезда играет решающую роль.

Недоработку в части формирования тарифов отмечают и специалисты. Так, директор департамента экспертизы тарифов ООО «Инвест-аудит» Татьяна Шуклина рассказала об экономических нюансах внедрения новой модели работы с перевозчиками. Она отметила необходимость внесения изменений в действующий порядок формирования регулируемых тарифов на перевозки в связи с нововведениями. Сегодня расчет тарифа происходит на основании нескольких нормативных документов, которые учитывают такие составляющие стоимости билета, как заработная плата водителей и кондукторов, отчисления на социальные нужды, расходы на топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт транспортных средств, износ и ремонт шин, амортизацию подвижного состава, общехозяйственные расходы. Однако при внедрении новой модели возникнут новые расходы, которые, по мнению специалиста, также необходимо учитывать при формировании тарифа. «При расчете необходимо обратить внимание на включение расходов на обновление автобусов согласно новым требованиям, на банковскую гарантию, на оборудование для безналичной оплаты проезда и прочие расходы, которые необходимо будет понести перевозчикам в связи с новыми требованиями»,— отметила госпожа Шуклина.

Перевозчик Александр Богданов заметил, что, помимо приобретения самого транспорта, его необходимо оборудовать специальными техническими средствами, в частности телевизорами, системами учета, системами распознавания лиц. Это примерно 500–800 тыс. руб. дополнительных затрат. Кроме того, предприниматели отметили необходимость банковских гарантий на выполнение контрактов. У ряда из них уже возникли проблемы с ее получением. Банкиры отмечают, что в текущих условиях получить гарантию бизнесменам будет проблематично. Директор филиала СДМ-банка в Перми Александр Шишмагаев объяснил, что, учитывая величину тарифа, финансовое положение перевозчиков не позволяет выдать им финансовую гарантию. К тому же гарантию на семилетний контракт не может себе позволить выдать ни один банк в связи с невозможностью такого длительного планирования. «Ни один банк не сможет предоставить гарантию на срок пять-семь лет, потому что очень велики риски. Не спрогнозировать абсолютно, сможет ли перевозчик исполнять свои обязанности в такой длительный срок. Оптимальный срок — три года»,— говорят банкиры.

Перевозчики говорят, что они не против реформы, но отмечают необходимость введения переходного периода. «У нас прекрасный общественный транспорт, который работает на высочайших стандартах. Покажите мне в Перми отрасль, которая работает с 99% выполнения плана! Ту задачу, которую перед отраслью ставят, перевозчик выполняет. И не ценить этого — несправедливо. Перевозчики не против брутто-контрактов как таковых, не против новой системы. Но новая система должна иметь переходный период. Мы должны иметь возможность перестроить свою систему»,— сказал Александр Стерлягов. Он подчеркнул, что если не учитывать риски новой модели, то автобусы вообще могут не поехать.

Депутат Арсен Болквадзе отметил, что впереди еще много работы над новой моделью и нормативными документами. По его словам, сейчас создана специальная рабочая группа, в которую входят депутаты, чиновники и где все документы дорабатываются. «Нет объективной цифры затрат у перевозчиков. Но и у нас этой цифры нет по пассажиропотоку. Чтобы понимать всю модель, нужно посчитать количество корреспонденций (поездок.— „Ъ — Городская среда“), а из чего считать? Каждая корреспонденция влияет на субсидии, на доходную и расходную часть. Надо запуститься и посмотреть, как поедут»,— подытожил депутат.

Читать на сайте банка: СДМ-Банк

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях