АО «Почта Банк» — крупный розничный банк, созданный группой ВТБ и Почтой России в 2016 году. Банк специализируется на оказании широкого спектра услуг массовому розничному сегменту. Целевыми клиентскими сегментами банка являются пенсионеры, участники зарплатных проектов, интернет-покупатели, малый и микробизнес. Развитие филиальной сети осуществляется на базе отделений Почты России, а также в стрит-ритейле. Основным источником фондирования выступают средства физических лиц.
Финучреждение было зарегистрировано в ноябре 1990 года в Брянске под наименованием «Бежица-Банк».
В число значимых акционеров и основных клиентов в 1990-е годы и вплоть до начала 2000-х входили Брянский машиностроительный завод, Брянский электромеханический завод, Брянский химический завод, предприятие «Меноком», Брянский молочный комбинат.
В 2004 году банк стал участником системы страхования вкладов.
В 2005 году в капитал банка вошло Росимущество.
В 2006 году кредитная организация оказалась в сфере интересов Банка Москвы, который к 2009 году контролировал уже свыше 95% фининститута. К тому времени Бежица-Банк занимал в Брянской области устойчивые позиции по ипотеке, а также по кредитованию среднего и малого бизнеса.
После поглощения в 2011 году Банка Москвы группой ВТБ Бежица-Банк де-юре стал участником группы.
В апреле 2012 года розничный банк ВТБ 24 стал владельцем 100% акций Бежица-Банка. Правление последнего возглавил экс-зампред «Русского Стандарта» и ВТБ 24 Дмитрий Руденко, который в составе команды «Русского Стандарта» фактически был пионером запуска потребительского кредитования в РФ, в том числе кредитования непосредственно в торговых точках (POS-кредитования). Большинство других топ-менеджеров банка также являлись выходцами из «Русского Стандарта».
В октябре 2012 года Бежица-Банк провел ребрендинг и получил новое наименование — «Лето Банк», а его головной офис переехал в Москву. Лето Банк был ориентирован на массовый розничный сегмент, специализируясь на экспресс-кредитовании (в том числе в торговых сетях), выдаче кредитов наличными и кредитных картах.
В 2015 году было принято решение создать на базе Лето Банка новый Почта Банк с продажей группой ВТБ 50% минус одной акции банка Почте России. После одобрения ФАС в январе 2016 года сделка состоялась, а с 6 апреля 2016 года Лето Банк официально изменил наименование на ПАО «Почта Банк».
Сначала ВТБ 24 контролировал 50% плюс одну акцию в капитале Почта Банка, 50% минус одна акция принадлежали ООО «Почтовые финансы» — стопроцентной дочерней организации ФГУП «Почта России». В январе 2018 года лицензия ВТБ 24 была аннулирована в связи с реорганизацией в форме присоединения банка к ПАО «ВТБ», который и «унаследовал» от дочернего банка пакет акций Почта Банка.
Вся региональная сеть Лето Банка (338 клиентских центров, 283 стойки и более 46 тыс. POS-точек) продолжила работу под новым брендом Почта Банка. В 2016 году было открыто более 6,3 тыс. точек оказания банковских услуг в 3,5 тыс. отделений почтовой связи, в 2017 году – порядка 12,5 тыс. точек обслуживания, в 2018 году – 18 тыс., в 2019 году – 19 тыс. точек обслуживания в 83 регионах РФ. Более 80% географии присутствия приходится на небольшие города и сельскую местность. В 2019 году банк отрыл точки обслуживания в магазинах сетей «Пятерочка» и «Магнит», а число клиентов банка достигло 13,4 млн человек. К 2023 году банк планирует открыть более 26 тыс. точек, нарастить клиентскую базу до 21 млн человек, а также развивать корпоративное направление, ориентируясь на обслуживание небольших игроков рынка e-commerce.