Опубликован четвертый в 2024 году номер ежеквартального научного журнала Банка России «Деньги и кредит».
Среди инструментов, которые центральные банки используют для управления инфляцией, особое место занимают коммуникации: они способны повысить эффективность денежно-кредитной политики (ДКП). Для оценки эффекта коммуникаций Банка России Виктория Банникова (МГУ) анализирует их влияние на кривую доходности облигаций федерального займа. А исследование Алексея Ерохина и Ольги Клачковой (МГУ) показывает статистически значимую связь инфляционных ожиданий инвесторов с «ястребиной» или «голубиной» тональностью пресс-релизов и других новостей Банка России по ДКП.
На решения центрального банка по ДКП могут по-разному реагировать разные регионы страны, различающиеся между собой по темпам инфляции, уровню бюджетных расходов, структуре экономики, вовлеченности во внешнеэкономические цепочки. Все это применимо и к российским регионам. Группа исследователей из Сибирского главного управления Банка России предлагает в своей работе прогнозную модель, учитывающую специфику Сибирского макрорегиона. Иллюстрируя свойства модели, авторы отмечают, что одна из особенностей экономики этого макрорегиона — более сильная, чем в России в целом, реакция на изменение мировых цен на сырье.
Для анализа экономической политики и определения ее оптимальных параметров необходим качественный прогноз доходов бюджетной системы. Матвей Финагин и Сергей Шеремета (Банк России) рассматривают несколько моделей прогнозирования ненефтегазовых доходов и приходят к выводу, что наиболее точным оказывается расчет, полученный путем отдельного прогнозирования поступлений по восьми группам налогов (от НДФЛ до ввозных пошлин).
С этими и другими статьями журнала «Деньги и кредит» № 4 за 2024 год можно ознакомиться на сайте журнала.