Банк ДОМ.РФ проанализировал, как используют финансовые сервисы предприятия малого бизнеса в сфере общественного питания. За 6 месяцев 2024 года количество клиентов банка из числа предприятий малого и среднего бизнеса в сфере общественного питания увеличилось на 47%. Это в основном рестораны и компании, оказывающие услуги по доставке продуктов питания.
Лидерами по приросту стали Красноярский край – в 3,3 раза, а также Нижний Новгород и Екатеринбург, которые показали рост в 2,4 раза.
Почти каждое четвертое предприятие общепита из числа клиентов банка использует для развития бизнеса кредитные программы. Так, объем финансирования увеличился за полгода более, чем в три раза. Растут и собственные обороты ресторанов и кафе: за 6 месяцев они увеличились вдвое.
«Чаще всего предприятия общепита подключают такие банковские услуги, как корпоративные карты – их доля составляет 26%, а также зарплатные проекты – 18%. Эквайринг – самый популярный сервис для малого бизнеса, его использует каждый второй клиент банка. Эквайринговое обслуживание позволяет малому бизнесу организовать удобный механизм расчетов с клиентами за услуги ресторана, в том числе и по приему вознаграждения официантам – чаевых», – рассказала руководитель подразделения «Малый и средний бизнес» Банка ДОМ.РФ Анна Корнелюк.
Совместное исследование о том, как люди платят чаевые, которое провели Финансовый университет и Банк ДОМ.РФ, показало, что более 70% посетителей ресторанов и кафе оставляют официантам вознаграждение за обслуживание. Половина из них делает это почти всегда. Около 40% предпочитают оставлять официантам 6-10% от суммы счета, более 30% – 1-5%.
«Мы провели исследование, чтобы изучить, как люди предпочитают платить чаевые и какие способы для этого используют, – рассказал доктор экономических наук, заведующий кафедрой Финансового университета при Правительстве РФ Александр Цыганов. – Исследование продемонстрировало, что людям важно самостоятельно принимать решение о премии официанту и о ее сумме – за это высказалось более 75% респондентов. Так, практика некоторых зарубежных стран, которые включают чаевые в общий чек заказа, для России кажется неприменимой. Основными мотивами при решении оставить чаевые респонденты называли желание помочь официантам повысить доход (29%), чтобы не чувствовать вину перед тем, кто их обслуживал (26%) и общепринятую норму (24%)».
Совместное исследование о том, как люди платят чаевые, которое провели Финансовый университет и Банк ДОМ.РФ, показало, что более 70% посетителей ресторанов и кафе оставляют официантам вознаграждение за обслуживание. Половина из них делает это почти всегда. Около 40% предпочитают оставлять официантам 6-10% от суммы счета, более 30% – 1-5%.
Развитие цифровых сервисов оплаты оказывает влияние на постепенный рост популярности безналичного перевода чаевых – по QR-коду или на счет официанту. Почти 35% респондентов ответили, что оставляют безналичные чаевые также или чуть реже, чем при наличной оплате.
Справка: Репрезентативный опрос по всей территории России был проведён в июле 2024 года, объем выборки – 1600 совершеннолетних граждан России; каждый респондент регулярно (не менее 2 раз в месяц) пользуется заведениями общественного питания. Была использована методика индивидуального дистанционного опроса респондентов.