В первом полугодии 2024 года Банк России получил 154 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Это на 8,9% меньше, чем за первые 6 месяцев 2023 года.
Такая динамика обусловлена сокращением числа обращений в отношении страховщиков и МФО (на 40,2 и 32,7% соответственно). В том числе благодаря постоянной работе Банка России со страховыми компаниями, выездным проверкам и контрольным мероприятиям количество жалоб на недоступность полисов ОСАГО уменьшилось почти в 10 раз.
Число обращений, связанных с деятельностью МФО, снизилось почти на треть, в том числе за счет сокращения в 3,2 раза жалоб на навязывание дополнительных платных услуг и примерно в 10 раз — на несогласие с условиями заключенного договора.
Продолжает уменьшаться количество обращений по вопросам потребительского и ипотечного кредитования (на 15,8 и 1,8% соответственно). Законодательные изменения, вступившие в силу в январе 2024 года, помогли значительно снизить случаи навязывания дополнительных платных услуг при кредитовании (снижение жалоб на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года). На мисселинг стали жаловаться в 3,6 раза реже.
При этом отмечается общий рост жалоб на кредитные организации, в основном по вопросам кибермошенничества и социальной инженерии.
Обращения по вопросам выкупа замороженных иностранных ценных бумаг, поступившие преимущественно в апреле — мае, стали одной из причин роста общего числа жалоб на субъекты рынка ценных бумаг. Увеличилось количество жалоб на несогласие с переходом из Социального фонда России в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и из одного НПФ в другой. При этом в большинстве случаев такие жалобы относились к прошлым периодам (в основном к 2018 году).
Фото на превью: William Potter / Shutterstock / Fotodom