Евгений Кошелев, директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка:
Ожидаемое повышение ключевой ставки на 2 процентных пункта (до 18% годовых) Центральный Банк сопроводил довольно жесткой риторикой – несколько жестче, чем мы ожидали до заседания.
Жесткость риторики определяется двумя тезисами. Во-первых - регулятор намерен оценивать «целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на последующих заседаниях». Это довольно жесткий сигнал, говорящий о том, что базовым сценарием для сентября может быть рост ставки. Обоснованием стал пересмотр краткосрочного прогноза по инфляции: на конец 2024 года до 6.5-7.0% г/г.
Во-вторых – смещение среднесрочной прогнозной траектории по ставке вверх до 14.0-16.0% для 2025 года, 10.0-11.0% - для 2026 года и 7.5-8.5% для 2027 года. Ориентир для 2027 года – сигнал о готовности существенно повысить диапазон «нейтральной» (не вызывающей инфляции) ставки с ранее существовавшего 6.0-7.0%. В данных условиях банки и финансовые рынки получили подтверждение намерений о том, что регулятор готов удерживать ставку на более высоких уровнях в ситуации устойчивого превышения экономикой своего потенциала (проинфляционный фактор), жесткости условий на рынке труда и неопределенности во внешней торговле. Отдельной строкой упомянут риск изменения бюджетной политики в период осеннего планирования бюджетной стратегии на 2025-2027 гг.
При прочих равных, текущая коммуникация от регулятора указывает на потенциал дальнейшего повышения ключевой ставки на 100-200 базисных пунктов в осенние месяцы, что банкам предстоит отразить в депозитных/кредитных ставках, а финансовым рынкам учесть в моделях оценки акций и облигаций с фиксированными ставками (негативный фактор для цен активов).