ПСБ провел дискуссию «Осторожно, мошенники!» на Международной выставке-форуме «Россия», спикерами на котором стали Игорь Добровольцев, начальник управления мониторинга инцидентов ПСБ, и Роман Гаврилов, старший вице-президент, заместитель руководителя блока среднего и малого бизнеса банка. Модерировали мероприятие пранк-журналисты Владимир Кузнецов («Вован») и Алексей Столяров («Лексус»). Эксперты ПСБ обсудили самые актуальные схемы современных злоумышленников, рассказали, как защитить бюджет от мошенников и что делать, если клиент уже столкнулся с вымогателями.
По словам участников дискуссии, мошеннические схемы активно развиваются вслед за технологиями и цифровизацией, а финансовое мошенничество становится все более изощренным. Самым распространенным видом мошенничества остается использование различных методов социальной инженерии – его принципы неизменны, меняются только сценарии. Проводя психологическую атаку на своих жертв, мошенники используют различные уловки, чтобы выманить у клиентов персональные данные. Кроме того, цифровые технологии позволяют клиентам оформлять кредиты непосредственно в мобильном или Интернет-банке, и мошенники также этим пользуются: могут получить онлайн-кредит на имя клиента с последующим переводом средств на свои счета, а клиент останется должником.
«Мы решили провести дискуссию на тему мошенничества, чтобы в очередной раз призвать наших клиентов соблюдать бдительность. Мошеннические схемы активно развиваются, и злоумышленники используют все новые уловки: роботы звонят по телефону, представляясь сотрудниками банков, имитируют голоса близких людей, чат-боты ведут активную переписку с пользователями. В этой схеме человек является слабым звеном – его можно обмануть, спровоцировать, напугать. Мошенники этим пользуются и вынуждают людей совершать необдуманные финансовые действия. Основная цель нашего обсуждения заключается именно в том, чтобы предостеречь клиентов от таких необдуманных действий, напомнить о том, что нужно всегда перепроверять информацию прежде, чем совершать денежный перевод или платеж кому-либо, никогда не разглашать конфиденциальные данные и не устанавливать на свои гаджеты приложения из непроверенных источников, особенно, если кто-то предлагает сделать это по телефону или в мессенджере. В этом нам помогли наши модераторы, которые являются экспертами в области телефонного пранка, и профессионально провоцируют своих собеседников», – комментирует Игорь Добровольцев.
«ПСБ использует широкий набор инструментов для борьбы со злоумышленниками. У нас успешно работают специализированные системы выявления подозрительных операций для предотвращения мошенничества. Но при этом сами клиенты не должны поддаваться психологическому воздействию и совершать операции, которые приведут к безвозвратной потере денег. Так, например, важно помнить, что сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не спрашивают коды безопасности карты, написанные на ее обороте, или коды из SMS-уведомлений и не предлагают переводить деньги на «безопасный» счет. Основное правило противодействия мошенникам – немедленно прервать любой звонок «из банка» или из «компетентных органов» при попытке побудить к подобным действиям. Сразу после этого необходимо связаться с банком – например, по номеру, указанному на платежной карте, и изложить суть вопроса специалисту. Мошенники, как правило, ничего не могут сделать, если вы сами им в этом не поможете», – отмечает Роман Гаврилов.