Эксперты Блока корпоративного страхования «Росгосстраха» — начальник Управления по работе лизинговыми компаниями Павел Александров и начальник Управления автострахования Сергей Краснов — стали гостями форума-выставки «CarX: революция в автобизнесе». Мероприятие с размахом прошло в Москве на площадке VK STADIUM и объединило более тысячи участников из России, стран СНГ и Китая. Масштабность мероприятия подчеркивала и его площадь — 3,2 тыс. кв. метров.
Форум собрал автопроизводителей и дистрибьюторов, представителей банков, страховых, лизинговых, сервисных, IT и других компаний. Приглашенные эксперты рассказывали о новых тенденциях, технологиях и идеях в автомобильном мире страны. А гости могли изучить представленные на форуме новинки автомобильного бизнеса, включая модели отечественного производства — такие, например, как электрокар «Атом». Он, по утверждению разработчиков, построен полностью на отечественных технологиях, а купить его можно будет уже в 2025 году.
Как заметил Сергей Краснов, согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года», уже к 2030 году доля электромобилей на российском авторынке может составить 15%. По состоянию на июль 2023 года в стране уже зарегистрировано порядка 26 тысяч авто на электротяге, причем этот сегмент ожидает активный рост. Еще один тренд — увеличение экспорта в нашу страну китайских машин. Только в первом квартале этого года в Россию поставили автомобилей из КНР на $4,6 млрд, тогда как до 2023 года этот показатель составлял $1-1,5 млрд. Китайские автопроизводители заявляют о намерении повышать инвестиции в нашу страну и планируют создать сеть по сборке и продаже машин.
«Думаю, это огромный шаг в эволюции нашего автопрома, мы безусловно поддержим страхование подобных марок, — прокомментировал ситуацию Сергей Краснов. — Мы отмечаем заинтересованность и, главное, потребность корпоративных парков именно в транспортных средствах российского или китайского производства. И сегмент электрокаров в нем постоянно растет».
«Серьезное внимание на форуме его организаторы уделили обсуждению одного из главных трендов на автомобильном рынке, а именно развитию сегмента грузового автотранспорта, — отметил Павел Александров. — И я согласен с анализом, озвученным представителем Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей, что к концу 2023 года рынок тяжелых грузовиков в нашей стране может составить 140 тыс. штук. Для сравнения, в 2022 году было 75 тыс. шт. При этом около 59% тяжелой техники придется на импорт: только с января по август 2023 года в Россию ввезено 84 тыс. единиц тяжелой техники, в основном из Китая. Из них тягачей — 50%, самосвалов — 41%. И здесь большие перспективы развития страхования лизингового автотранспорта. Сейчас мы анализируем эту информацию с нашими партнерами — лизинговыми компаниями именно в части потребности в страховании. Конечно, того скачка, который мы увидели в 2023 году, в 2024-м может и не быть. Но оптимизм на рынке присутствует».
Специалисты «Росгосстраха» отмечают, что рынок страховых продуктов для автотранспорта сильно изменился и все больше «смотрит» на сегмент подержанных автомобилей, в том числе в сегменте грузового транспорта.
«Кроме того, растет спрос на страхование электромобилей, но здесь пока по-прежнему нет четкого понимания, как оценивать риски, чтобы применить тарификацию при расчете страховых продуктов. Однако с помощью коллег из профильных департаментов нашей компании мы планируем преодолеть этот барьер, — отмечает директор Департамента страхования непромышленных рисков ПАО СК «Росгосстрах» Анна Стражиц.
Перемены, начавшиеся на рынке автострахования еще в пандемию коронавируса, продолжаются: он становится более технологичным, многие процессы автоматизируются, идет интеграция с технологическими партнерами. При этом, как отметил Сергей Краснов, несмотря на то, что есть IT-решения, позволяющие заявить о наступлении страхового случая через мобильное приложение, всегда остается категория людей, которые в стрессовой ситуации — а ДТП обычно выливается в стресс — предпочитают человеческое общение. И таких клиентов в «Росгосстрахе» пока еще достаточно много.
«Среди других трендов — непростая на сегодняшний день ситуация в каско. А именно — высокие ожидания клиентов по срокам урегулирования страховых случаев: как правило, все хотят как можно быстрее получить страховое возмещение, — говорит Сергей Краснов. — Это сейчас наиболее болезненная тема для автовладельцев в связи с проблемами на рынке запчастей. Но поступательно мы решим и эту проблему, потому что «Росгосстрах» — команда, на которую всегда можно положиться».