Предложение прозвучало на межрегиональной конференции, посвящённой защите потребителей банковских и финансовых услуг от мошеннических действий. Организовали её
Главное управление Банка России по ЦФО и
Ассоциация российских банков, включая
Прио-Внешторгбанк. Встреча проходила в
рязанском Отделении Банка России. Её участниками стали представители банков, силовых структур, учёные-психологи.
В обществе давно сложился стереотип, что наиболее незащищёнными перед мошенниками оказываются люди старшего поколения или, например, домохозяйки. Но, как это ни удивительно, по исследованиям психологов на удочку мошенников часто попадаются ещё и излишне самоуверенные люди. Даже понимая на первоначальном этапе, что они разговаривают с мошенниками, такие люди не кладут трубу, а продолжают вести диалог с преступниками и заканчивается это переводом денег на чужой счёт. Они считают, что могут противостоять преступникам, а единственная правильная реакция в таком случае — закончить разговор и заблокировать входящий номер. Фразы «Вас беспокоят из банка...», «На ваше имя оформлена доверенность...», «Заметили подозрительную активность по вашему счёту, давайте переведём деньги на безопасный...», «Кто-то пытается взять кредит на ваше имя...» должны однозначно восприниматься как сигналы: вас пытаются обмануть!
Президент АРБ, академик РАН Гарегин Тосунян обратил внимание собравшихся, что нельзя называть психологические приёмы и технологии, с помощью которых преступники получают конфиденциальную информацию о других людях или организациях, таким благозвучным термином, как «социальная инженерия». Изначально под термином «социальная инженерия» подразумевалось программирование желаемого общественного поведения и оно не имело ничего общего с криминальной средой. Теперь же мошенники используют всевозможные уловки для нечестного обогащения.
– Я предлагаю принципиально не использовать термин «социальная инженерия» и заменить его термином «криминальная инженерия», – высказал своё мнение
Президент АРБ Гарегин Тосунян. – Доля «криминальной инженерии» во втором квартале 2023 года в общем объеме мошеннических операций составила 46,5%; в переводах через Систему быстрых платежей – 57,9%; в операциях с электронными кошельками и операциях без открытия счета – почти 100%.
Раскрыть такие преступления и вернуть деньги обманутым людям крайне сложно. Чтобы изменить ситуацию, необходимо внести изменения в законодательство об обмене информацией между банками и правоохранительными органами.
– Коммерческие банки и ЦБ могли бы взаимодействовать по 115-ФЗ, – предложил
Президент Ассоциации «Рязанский банкирский дом», первый заместитель Председателя Правления Прио-Внешторгбанка Михаил Волков. – Например, можно было бы передавать по специальным каналам связи сообщения, что произошло мошенничество. Если это делать быстро, то возможно, получится заблокировать деньги на счету одного из цепочки дроперов или хотя бы отключить им дистанционное банковское обслуживание и в течение суток провести дополнительное расследование.
Кроме того, Михаил Волков предложил оставлять дроперов (преступников, которые, получив деньги мошенническим путём, переводят их на карту другому мошеннику-дроперу, тот — следующему и так далее, пока деньги не будут обналичены) — без полноценного банковского обслуживания. В таком случае они не только не смогут участвовать в криминальных цепочках, но и будут служить примером для тех граждан, которые вовлекаются мошенниками в цепочки «легких заработков». Для этого необходимо распространить действие сервиса «Знай своего клиента», который Центральный Банк России запустил летом 2022 года — так называемый «светофор», на физических лиц. (В настоящее время он используется для оценки ЮЛ и ИП.) Суть проста: если какой-нибудь банк замечает, что его клиент причастен к проведению сомнительных операций, ему «зажгут» красный свет, причём во всех банках, где у этого подозрительного клиента есть счета. На практике это может выглядеть так: человек использует для личных целей карту банка Х, а для преступных обналичиваний — карту банка Y. Заподозрив клиента в криминале, банк Y передаст сведения об этом в общебанковский сервис и переводы в адрес этого клиента попадут в категорию подозрительных, а следовательно, могут быть заблокированы.
Начальник ГУ Банка России по ЦФО Рустэм Марданов поддержал эти предложения и рассказал, что ЦБ уже работает в этом направлении. В настоящее время Центробанк взаимодействует с Генеральной прокуратурой, регистраторами доменных имен и операторами связи, направляя им для блокировки данные о телефонных номерах и доменах, которые используют мошенники. В ближайшие недели вступит в силу закон об информационном взаимодействии Банка России и МВД России, который должен ускорить обмен сведениями, а в следующем году начнут действовать изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе». Он также дополнительно защитит потребителя.
Психологи в свою очередь взяли в разработку ещё одно предложение от Прио-Внешторгбанка. Оно связано с трансляцией так называемого стоп-сигнала по каналам СМИ и его дальнейшем использовании в банковских приложениях или банкоматах. Речь идёт о разработке некоего сигнала-символа, который бы вернул человеку способность критически мыслить, если он уже поддался на уговоры мошенников и, находясь в состоянии «психологического тумана», готов перевести им своим сбережения.
erid: Kra246D7A
16+ | Реклама. Прио-Внешторгбанк (ПАО). Лицензия Банка России № 212. ИНН 6227001779