Банк Русский Стандарт выяснил, как меняется спрос на покупки в популярных категориях трат в зависимости от сезона. Согласно статистике эквайринговой сети банка, одежду чаще покупают летом, а косметику — зимой.
Традиционно в число самых популярных по количеству покупок категорий трат у россиян входят: «супермаркеты», «кафе и фастфуд», «АЗС», «магазины парфюмерии и косметики», «магазины одежды». Аналитики банка взяли за 100% платежи в каждой из указанных категорий и определили доли, которые пришлись здесь на минувшие зиму, весну и лето.
Реже всего в супермаркеты ходят зимой
Бессменные лидеры спроса — супермаркеты, которые, как известно, отличаются широким ассортиментом: от продуктов до товаров для дома. По данным банка, чаще всего покупки здесь в текущем году совершали весной и летом. На них пришлось по 34% от общего числа платежей за три минувших сезона. Оставшиеся 32% — у зимы.
При этом самый высокий средний чек одной покупки в супермаркетах был отмечен летом 2023 года — 526 руб. На втором месте — весна с показателем в 504 руб. На третьем — зима (411 руб.)
В кафе и фастфуд чаще отправляются весной и летом
Далее в рейтинге — платежи в кафе и точках быстрого питания. Согласно статистике банка, лидером по числу покупок за минувшие три сезона стали также лето и весна. На два теплых сезона прогулок и встреч на уютных верандах кафе пришлось по 35% от общего числа платежей в обозреваемый период. 30% составила доля зимы.
По данным банка, лето стало лидером по величине среднего чека одной покупки в кафе и фастфуд-точках — 363 руб. На втором месте — зима со средней суммой 339 руб. на третьем — весна с показателем в 316 руб.
Реже всего услуги АЗС оплачивают зимой
Еще одна категория трат, которая неизменно входит в число лидеров — платежи за услуги АЗС. Статистика Банка Русский Стандарт показала, что чаще всего здесь платили в разгар ежегодного старта дачного сезона — весной. 38% покупок за три сезона пришлось именно на март-май 2023 года. На втором месте — пора летних каникул с долей в 35%. И, наконец, третье место — у холодной зимы, когда многие водители предпочитают сокращать число поездок из-за неблагоприятной погоды, с показателем в 27%.
Интересный факт: зимой на авто россияне ездят реже, но средние чеки здесь самые высокие за минувшие три сезона — 853 руб. Подобное можно связать с тем, что на эту пору выпадают длинные зимние каникулы. Во время них многие отправляются в путешествия по российским городам, едут в гости к родным на новогодние каникулы. Средний чек одного платежа на АЗС летом 2023 года — 817 руб. А весной — 802 руб.
В декабре-феврале самая большая доля покупок парфюмерии и косметики
Зима — пиковый сезон по числу покупок в магазинах парфюмерии и косметики. На долю поры новогодних подарков и презентов по случаю Дня защитника отечества пришлось 42% платежей за минувшие три сезона. 30% — на весну, 28% — на лето 2023 года.
Самый высокий средний чек одной покупки парфюма и косметики был отмечен весной 2023 года, на которую приходится главный женский праздник — 3 332 руб. На втором месте — лето с показателем в 3 168 руб. На третьем — зима со средним чеком в 3 115 руб.
Лето — лидер по числу покупок одежды
Чаще всего за минувшие три сезона россияне отправлялись обновлять гардероб с июня по август. Ни них пришлось 36% всех платежей в магазинах одежды. 34% досталось весне и 30% — доля покупок одежды зимой.
По данным банка, самый высокий средний чек покупки одежды был отмечен зимой. Он составил 5 382 руб. На втором месте — лето (5 255 руб.), третья позиция — у весны с показателем в 4 990 руб.
Методология: в рамках исследования были изучены данные эквайринговой сети Банка Русский Стандарт по количеству и средним чекам операций в категориях «супермаркеты», «АЗС», «магазины одежды», «магазины парфюмерии и косметики» и «кафе и фастфуд» с июня по август 2023 года.