Первое, что видят посетители усадьбы, миновав ворота, - памятник одному из самых одарённых людей своего времени — Дмитрию Владимировичу Веневитинову. Однако музей рассказывает не только о нём. Есть зал посвящённый Воронежской крепости, этнографии Воронежской губернии, эпохе Петра I и созданию российского флота. И вот уже в этом зале становится понятно, что история страны тесно переплетена с историей рода Веневитиновых. Они служили верой и правдой Отечеству сначала на воинском поприще и строительстве флота, а потом и на поприще дипломатии, просвещения и культуры. Особенно выделяются двое из них — сподвижник Петра I Антон Лаврентьевич Веневитинов и современник Пушкина Дмитрий Веневитинов.
Хранитель корабельного леса и судостроитель
В 1696 году Петр I поручил Антону Веневитинову создать карту-опись всех корабельных лесов в Воронежском и Усманском уездах, чтобы в дальнейшем охранять их от вырубки и порчи. Антон Лаврентьевич с этой задачей блестяще справился. После этого царь поставил его во главе самых крупных из первых адмиралтейских кумпанств (то есть объединений по строительству кораблей за государственный счет), так что Антон Лаврентьев непосредственно руководил кораблестроительными работами на реке Воронеж на ближней к его усадьбе пристани — Животинской, а также на Рамонской, Березовской, Ступинской и Грязновской пристанях. Службы он не оставил до конца жизни. Корабелами были и его сыновья.
Поэт, философ, переводчик и дипломат … в 21 год!
В биографии Дмитрия Веневитинова, который родился столетие спустя, больше всего поражает короткий срок его жизни и то, как много он успел. До 8 лет он учился дома под руководством матери (в девичестве княжны Оболенской), потом с ним занимались преподаватели Московского университета. К 14 годам он знал пять языков, увлекался живописью и музыкой. В 17 лет он уже вольнослушатель МГУ, посещает несколько отделений. Ему интересны политика, философия, математика, медицина...
Университет Дмитрий успешно окончит в 18 лет, а дальше начинается служба в Московском архиве коллегии иностранных дел, изучение западной философии и участие первого в создании первого философского кружка в России — «Общества любомудрия», работа над романом и поэмой, сочинение стихов... При этом он ещё и в Новоживотинное приезжает, чтобы разбираться с делами имения по просьбе матери. Кто нас, живущих в век больших скоростей, может похвастаться, что столько всего успел за 20 с небольшим?
Дмитрий Веневитинов умер, когда ему был всего лишь 21 год. И вновь личная судьба переплелась с историей страны. Во время поездки в Санкт-Петербург Дмитрий по просьбе возлюбленной (она заслуживает отдельного поста, и он будет) подвозит в Санкт-Петербург человека, который сопровождал жену одного из декабристов в Сибирь. За ними была слежка, в итоге, когда компаньоны прибыли в северную столицу, их арестовали и посадили в холодный каземат Петропавловской крепости. Дмитрий простудился, и хотя был выпущен из тюрьмы, здоровье было непоправимо подорвано. Через два с половиной месяца он скончался, нам остались лишь его творчество да невероятные истории из жизни… Ждите пост про безответную любовь, перстень из Геркулана и бабочку, а ещё про музыкальную гостиную музея. Благодаря фортепьянной музыке печаль после экскурсии становится светла и хочется также много успеть, как успели талантливые, поэты, писатели и композиторы 19-ого века...
Займётесь поиском меток с QR-кодами для розыгрыша серебряных слитков в рамках проекта «Красоты России» — не пропустите это место! Когда можно будет отправиться в имение, напишем в ближайшее время.