VIDEO
Сегодня мы опубликовали первый проект нашего стратегического документа по денежно-кредитной политике — Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие три года — с 2024 до 2026 года.
В документе учтены результаты Обзора денежно-кредитной политики. Напомню: в 2021 году мы начали проводить экономические исследования, чтобы оценить эффективность нашей денежно-кредитной политики и понять, насколько ее действующие параметры соответствуют меняющимся экономическим условиям. В этом году исследования были завершены. Полученные результаты мы опубликовали в мае и обсудили с представителями экспертного сообщества, бизнеса, общественных организаций, органов власти. Общественные консультации, которые прошли по всей стране от Калининграда до Чукотки, оказались очень полезны при подведении итогов Обзора и подготовке Основных направлений.
Начну традиционно с целей и принципов денежно-кредитной политики. Они остаются неизменными. Как и прежде, наша политика направлена на обеспечение ценовой стабильности, а именно — низкой и стабильной инфляции. При реализации денежно-кредитной политики Банк России следует стратегии таргетирования инфляции. Наши исследования подтвердили, что эта стратегия позволяет не только поддерживать низкую инфляцию в спокойные времена, но и реагировать на шоки, возникающие в кризисные периоды. И в совокупности это способствует формированию условий для сбалансированного роста экономики и ее долгосрочного развития.
Цель нашей денежно-кредитной политики остается неизменной — годовая инфляция вблизи 4%. Эта цель действует на постоянной основе.
Результаты наших исследований подтвердили, что выбор 4% в качестве цели по инфляции в 2015 году был обоснованным. При этом к концу 2021 года в российской экономике сложились предпосылки для снижения уровня цели. Однако кардинальное изменение экономических условий в 2022 году требует дополнительной осторожности при принятии такого решения. После стабилизации инфляции вблизи 4% и снижения общей экономической неопределенности мы вернемся к этому вопросу и оценим целесообразность и возможные сроки снижения уровня цели по инфляции. Когда и если такое решение будет принято, мы сообщим об этом заранее, чтобы и граждане, и бизнес успели адаптироваться к новому уровню цели и учесть это в своих экономических решениях заблаговременно.
Добиваясь ценовой стабильности, мы действуем на экономику и динамику цен прежде всего через процентные ставки. И основными инструментами денежно-кредитной политики остаются ключевая ставка и коммуникация. При этом решения по денежно-кредитной политике влияют на экономику и динамику цен через длинную цепочку взаимосвязей — так называемый трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. При этом влияние ключевой ставки на ряд переменных изменилось. И в частности, это касается обменного курса рубля. Теперь ключевая ставка влияет на него более опосредованно. До 2022 года, при более свободном трансграничном движении капитала, решение по ключевой ставке быстро транслировалось в курс рубля напрямую через стоимость финансовых инструментов и потоки по финансовому счету. Теперь изменение ключевой ставки в большей степени реализуется через ее воздействие на внутренний спрос, а через него — на спрос на импорт и далее — на курс рубля. Влияние через канал, который связан с потоками капитала, сохраняется, но в меньшей мере, чем до 2022 года.
Мы по-прежнему придерживаемся режима плавающего валютного курса. Он позволяет экономике эффективно подстраиваться под меняющиеся внешние условия, а Банку России — проводить независимую денежно-кредитную политику.
При этом в 2023 году Банк России возобновил проведение на внутреннем валютном рынке операций, связанных с механизмом бюджетного правила. Иногда при росте волатильности на финансовых рынках мы принимаем решения о приостановке таких операций. Такие решения — о временной приостановке покупок валюты в рамках бюджетного правила — принимались в 2018, в 2020 годах. Аналогичное решение, как вы знаете, было принято на этой неделе. С 10 августа до конца текущего года Банк России не будет зеркалировать на внутренний валютный рынок те покупки валюты , которые продолжает осуществлять Минфин за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Отложенные покупки могут быть сделаны в 2024-м и в последующие годы после возобновления регулярных покупок в рамках бюджетного правила. Точно так же, как мы выполняли покупки, которые были отложены в 2018 году, в течение 2019 года. Таким образом, данное решение не является каким-либо изменением механизма бюджетного правила. Оно лишь перераспределяет во времени связанные с ним операции Банка России на внутреннем валютном рынке.
Возвращаясь к содержанию Основных направлений. Как и прежде, при принятии решений по денежно-кредитной политике мы опираемся на комплексный анализ текущей ситуации и макроэкономический прогноз. Мы постоянно совершенствуем наш модельный аппарат — и в этом году внесли два очередных уточнения в основную прогнозную модель. Во-первых, мы внедрили в структуру модели показатель базовой инфляции, что дает возможность более явно определять внутри модели устойчивую часть инфляции, отделять ее от кратковременных колебаний цен. Во-вторых, добавили блок, посвященный рынку труда. Это улучшает понимание основных взаимосвязей в экономике и обогащает анализ.
И наконец, об одном из важнейших принципов нашей политики — информационной открытости. Эффективность ДКП зависит от доверия к ней граждан, бизнеса, участников рынка. Поэтому мы стремимся максимально оперативно и полно раскрывать информацию о принятых решениях, рассказывать о нашей оценке экономической ситуации. Как показал Обзор, прозрачность денежно-кредитной политики за последние годы возросла. И мы будем и дальше совершенствовать коммуникацию, учитывая те предложения, которые получили в ходе общественных консультаций. В частности, расширим набор публикуемых показателей макроэкономического прогноза, опубликуем код прогнозных моделей, продолжим развивать практику многослойной коммуникации, когда один и тот же материал представляется для разных наших аудиторий с разной степенью детализации. А также мы начнем раскрывать детали обсуждения решения по ключевой ставке. Мы планируем реализовать эти инициативы в первой половине 2024 года. Более точно о форматах и сроках мы сообщим дополнительно.
Теперь о ситуации в экономике и о нашем прогнозе. Адаптация экономики к новым условиям происходит быстрее, чем мы ожидали в базовом сценарии Основных направлений в прошлом году. Выпуск в базовых отраслях к середине 2023 года достиг докризисных уровней. Компании находят новых поставщиков, рынки сбыта, выстраивают новые логистические связи, налаживают расчеты. Развиваются производства, ориентированные на внутренний рынок, производства, замещающие импорт. В то же время ситуация на рынке труда становится все более напряженной: дефицит рабочей силы усиливается, безработица находится на исторически низком уровне, обновляет эти исторически низкие уровни из месяца в месяц. Это серьезное ограничение для дальнейшего расширения производства. При этом внутренний спрос растет. Потребительские настроения улучшаются. Ускоряется кредитование. Сильный совокупный спрос при ограничениях предложения ведет к усилению инфляционного давления. Одновременно активизация внутреннего спроса способствует и росту спроса на импорт, что при ограниченном экспорте выливается в ослабление рубля, которое также оказывает давление на цены. В результате в последние месяцы мы наблюдаем значительное повышение показателей текущей инфляции, в том числе и в ее устойчивой части. Существенным источником проинфляционных рисков по-прежнему остаются повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания населения и бизнеса.
На дальнейшее развитие ситуации в российской экономике будет влиять ряд внутренних и внешних условий. С одной стороны, многое будет зависеть от того, как российская экономика продолжит адаптироваться к введенным внешним ограничениям. С другой стороны, ключевое значение будут иметь ситуация в мировой экономике, динамика инфляции и денежно-кредитная политика в крупнейших экономиках, а также изменение геополитической ситуации. В зависимости от сочетания этих ключевых предпосылок мы рассматриваем возможные варианты развития ситуации в базовом сценарии и двух альтернативных.
Наш базовый сценарий уже опубликован по итогам июльского заседания Совета директоров по ключевой ставке. В нем мы предполагаем, что мировая экономика продолжит развиваться в рамках сформировавшихся на сегодня трендов. Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь вернуть инфляцию к цели, будут проводить жесткую денежно-кредитную политику продолжительное время. Это приведет к замедлению роста мировой экономики, что будет сдерживать рост цен на большинстве товарных рынков. При этом введенные в отношении российской экономики санкции сохранятся на всем прогнозном горизонте. Это в том числе означает, что товары российского экспорта на мировом рынке продолжат продаваться с некоторым дисконтом к мировым ценам.
В 2024–2025 годах трансформация российской экономики продолжится. При этом ее темпы роста будут более умеренными, чем в этом году. Это будет связано в первую очередь с завершением периода восстановительного роста, который мы наблюдаем в 2023 году. В 2026 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5–2,5%.
С учетом проводимой политики инфляция вернется к цели в конце 2024 года и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели в 2024 году, мы приняли решение повысить ключевую ставку до 8,5% годовых в июле и допускаем ее повышение на следующих заседаниях. В базовом сценарии мы прогнозируем среднюю за год ключевую ставку в диапазоне 7,9–8,3% годовых в 2023 году (чему соответствует 8,5–9,3% на остаток этого года), 8,5–9,5% в 2024 году и 6,5–8,5% в 2025 году. По мере стабилизации инфляции на цели и нормализации бюджетной политики в 2026 году ключевая ставка стабилизируется в своем долгосрочном нейтральном диапазоне. Сейчас мы оцениваем этот диапазон в 5,5–6,5% годовых. Это на 0,5 п.п. выше, чем наша оценка годом ранее. Более высокая оценка долгосрочной нейтральной процентной ставки, как мы уже объясняли по итогам июльского заседания, связана с изменением оценки потенциальных темпов роста российской экономики, оценки мировой нейтральной процентной ставки и страновой премии за риск.
В дополнение к базовому мы подготовили два альтернативных сценария. Сценарий «Усиление фрагментации» предполагает дальнейшее усиление процесса разделения стран на блоки. Этот процесс начался еще в 2018–2019 годах, а в прошлом году усилился из-за роста геополитического напряжения. Санкционное давление на российскую экономику в этом сценарии может увеличиться. Разделение на региональные блоки будет негативно влиять и на мировую торговлю и сдерживать рост мировой экономики, а также может привести к снижению цен на мировых товарных рынках. Для российской экономики это означает меньший спрос на экспортируемые товары и меньшие поступления от их продажи. В результате темпы роста российской экономики будут ниже в 2024–2025 годах по сравнению с базовым сценарием.
Сокращение импорта из?за увеличения санкционного давления в совокупности с ограничениями внутреннего производства из?за нехватки импортных комплектующих будет означать увеличение разрыва между спросом и предложением. Это окажет давление на цены. В случае реализации этого альтернативного сценария инфляция в 2024 году вновь повысится — до 5,0–7,0%. Для возвращения инфляции к цели Банку России потребуется проводить более жесткую денежно-кредитную политику в 2024–2025 годах по сравнению с базовым сценарием. Инфляция вернется к 4% в 2025 году — то есть на год позже, чем в базовом сценарии.
«Рисковый» сценарий предполагает сохранение устойчивого инфляционного давления в развитых странах. Это может заставить центральные банки ужесточать денежно-кредитную политику заметно сильнее, чем в базовом сценарии. При этом быстрое повышение процентных ставок может ухудшить состояние финансовых организаций в крупнейших экономиках. Реализация процентного риска для финансового рынка может обернуться ростом неуверенности и масштабным бегством из рисковых активов. В результате может разворачиваться мировой финансовый кризис, сопоставимый по масштабу с кризисом 2007–2008 годов. В этом сценарии деглобализация будет дополнительно усиливать негативные эффекты от подобного финансового кризиса. Для российской экономики возможно дальнейшее усиление санкционного давления. На фоне рецессии в крупнейших экономиках мировой спрос, конечно же, упадет. Цены на нефть существенно снизятся. Это приведет к снижению выпуска в российской экономике в течение двух лет. Экономика перейдет к восстановительному росту темпами в 2,0–3,0% только в 2026 году, а ее возвращение к сбалансированному росту произойдет уже за пределами прогнозного периода.
Если реализуется «рисковый» сценарий, то инфляция в 2024 году ускорится до 11–13% из-за усиления шоков предложения и ослабления рубля. Для предотвращения раскручивания инфляционной спирали Банк России будет вынужден существенно ужесточить ДКП в 2024 году и проводить более жесткую политику и в 2025 году по сравнению с базовым сценарием. С учетом проводимой политики инфляция вернется к цели в 2025 году.
Важным фактором, который будет влиять на экономику в любом из сценариев, является бюджетная политика. Мы учитываем планируемые меры бюджетной политики при подготовке прогноза и принятии решений по ДКП. Наряду с ценовой стабильностью, ключевым фактором сохранения макроэкономической стабильности мы считаем ответственную и сбалансированную бюджетную политику, которая опирается на бюджетное правило. Расширение бюджетного дефицита сверх запланированного способно создать дополнительный проинфляционный импульс. В таком случае для обеспечения ценовой стабильности может потребоваться проведение более жесткой ДКП.
И в заключение повторю еще раз: при любом развитии событий Банк России вернет инфляцию к целевому уровню. Конечно, ценовая стабильность не может быть достаточным условием для развития экономики, но она абсолютно необходима для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста и формирования условий для него.