На арабские страны приходится $6 млрд, или 14%, [2022 год] экспорта российской сельскохозяйственной продукции, подсчитали эксперты Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Аналитики РСХБ выделили пять стран, обладающих потенциалом опережающего роста для поставок продукции из России.
В состав арабских стран включены 22 государства. Главный рынок поставок – Египет, на него пришлось $2,2 млрд экспорта российской агропродукции, или 37% от поставок в регион. Египет вместе с Саудовской Аравией, Алжиром, Ливией и Суданом составляет первую пятерку по закупкам продовольствия из России на сумму $4,8 млрд с совокупной долей 81% среди арабских стран.
Геополитические изменения последних лет и смена внешнеэкономического курса стали следствием перераспределения международного торгового курса России с запада на восток и арабские страны. Как ранее сообщил глава Минпромторга России Денис Мантуров, один только товарооборот между РФ и ОАЭ в 2022 году вырос на 68% и составил $9 млрд.
Таким образом, увеличивается актуальность расширения рынков сбыта в регионе.
Шаг вперед
На основе анализа поставок с начала 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года Центр отраслевой экспертизы выделил новые перспективные направления экспорта в арабские страны.
Страна | 5 мес. 2022 года, млрд долл.США | 5 мес. 2023 года, млрд долл.США | Прирост |
Алжир | 0,18 | 0,42 | В 2,3 раза |
Судан | 0,11 | 0,27 | В 2,45 раза |
Йемен | 0,02 | 0,22 | В 10,5 раза |
ОАЭ | 0,04 | 0,11 | В 2,75 раза |
Оман | 0,006 | 0,04 | Новый рынок |
Общий объём поставок в эти страны за год вырос почти в 1,8 раз до $3,4 млрд.
«ОАЭ, Судан, Алжир, Йемен и Оман показывают опережающие темпы роста закупок продовольствия из России. У отечественных экспортёров есть богатый опыт работы в арабском мире, поэтому диверсификация поставок на новые рынки не должна стать большой проблемой. Плюсом будет схожесть продовольственных потребностей данных стран с потребностями тех, куда уже налажены поставки», – полагает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
От нашего стола – вашему
Наиболее популярными продуктовыми группами в арабских странах, согласно исследованию, стали злаки (72% от общего объема экспорта продукции АПК), жиры и масла животного и растительного происхождения (19%), мясо и пищевые мясные субпродукты (4%), мукомольная продукция (1%), овощи и некоторые съедобные корнеплоды (1%).
Основной продукцией в обозначенных категориях ожидаемо является пшеница и меслин (объем поставок 3,9 млрд долл и 66% от общего объема экспорта АПК). Среди других популярных продуктов масло подсолнечное (0,6 млрд и 10%) и соевое (0,5 млрд и 8%), а также ячмень (0,3 млрд и 6%) и части куриных тушек (0,1 млрд и 3%).
Импортные лакомства
По объему поставок продукции АПК в Россию лидирует снова Египет – общий объем в денежном эквиваленте составил 0,69 млрд долл. США или 71% от общего экспорта продукции АПК из Арабских стран. В числе лидеров также Марокко (0,19 млрд и 20%), ОАЭ (0,03 млрд и 3%), Саудовская Аравия (0,02 млрд и 2%) и Тунис (0,01 млрд и 1%).
Самыми популярными категориями продуктов, поставляемыми из арабских стран, стали фрукты и орехи (58% от общего объема поставок), овощи и некоторые съедобные корнеплоды (29%), рыба и морепродукты (4%), кофе и чай (3%) и продукты переработки овощей и фруктов (1%).
Среди этих категорий пальма первенства принадлежит молодому картофелю, что обусловлено климатическими особенностями обозначенных стран – на его долю приходится 20% от общего объема экспорта продукции АПК из арабских стран. Также в топе рейтинга апельсины (17%), клементины (9%), виноград столовых сортов (5%) и мандарины (5%).
«Экономические связи между Россией и арабскими странами имеют долгую историю крепких партнерских отношений. Например, Египет является лидером по поставкам картофеля, а Марокко – цитрусовых на российский рынок вот уже много лет. Россия, в свою очередь, является признанным лидером по поставкам зерна в эти страны. Тенденция к наращиванию объема поставок сельхозпродукции демонстрирует позитивный рост, и мы уверены, что в будущем данное направление будет развиваться и укрепляться не только в привычных категориях товаров, но и в поставках локальных товаров, как, например, северных ягод, облепихи и иной сельхозпродукции», - отмечает Андрей Дальнов.