Трансграничные переводы. Комментарий Михаила Брюханова для журнала «Эксперт»

Новости Первоуральскбанка

Председатель Совета директоров Первоуральскбанка Михаил Брюханов прокомментировал для журнала «Эксперт» ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день с трансграничными платежами между Россией и западными странами.

Отечественные экспорт и импорт продолжают постепенно восстанавливаться, однако есть серьезные проблемы с оплатой товаров из недружественных стран. Недавно Raiffeisenbank International (RBI) закрыл корреспондентские счета всем российским банкам, за исключением Raiffeisenbank Russia. Так банк убил сразу двух зайцев: ответил на претензии европейских регуляторов и увеличил свои доходы от обслуживания российских экспортных потоков.

По предварительной оценке ЦБ платежного баланса России, объем оплаты импорта товаров в первом квартале 2023 года (71,8 млрд долларов) уже превысил показатель аналогичного периода прошлого года (71,5 млрд). С экспортом ситуация хуже: 100,8 млрд долларов в первом квартале 2023 года против 154,5 млрд в первом квартале 2022-го. Такое снижение логично: уменьшились как физические объемы поставок наших товаров, так и мировые цены на них. В 2022 году в целом динамика была другой: объем оплаты импорта товаров сократился на 7,8%, а экспорта — выросла на 19%. Похоже, развитие параллельного импорта и смена поставщиков с западных на восточных идет вполне успешно, но на российские товары все еще приходится давать скидку.

К сожалению, детальная статистика по странам — торговым партнерам и валютам платежей сейчас не раскрывается. Согласно отчету Минэкономразвития «Ключевые итоги 2022 года и задачи на 2023 год», примерно 65% нашего экспорта переориентировано на нейтральные страны (на начало прошлого года — 42%). Но в целом, невзирая на санкции, доля внешнеторгового оборота с недружественными странами остается существенной. Причем в сохранении такой торговли нам помогают не только дружественные, но и сами недружественные страны.

Как поясняет Председатель Совета директоров Первоуральскбанка Михаил Брюханов, санкционные статьи написаны весьма обтекаемо: под них можно подтянуть совершенно безобидные вещи, а можно вывести из-под них сложные агрегаты.

«Экспорт углеродный, конечно, остался. Многие товары оказались под запретом, формальным или фактическим. Для большинства товарных групп бизнес либо нашел аналоги, либо наладил модели расчетов законным образом. Зачастую ведущие производители сами предлагают российским контрагентам такие варианты поставок, которые «не нарушают санкций». В итоге на рынке мы видим технику «ноу бренд», произведенные в дружественных странах люксовые автомобили привычных марок и, например, американское медицинское оборудование. Почему американское? Потому что никто не умеет так считать деньги, как бизнесмены из США. Отдавать выгодные рынки не в их традициях, а пользоваться моментом и занимать — вполне».

Ситуация на российском валютном рынке примерно отражает эти тенденции. По данным ЦБ, в рамках нового подхода к оценке объемов торгов доля юаня на биржевом валютном рынке в апреле продолжила увеличиваться и составила 36,1% (в марте — 34,5%). Что интересно, доля доллара США, в отличие от предыдущих периодов, выросла с 40,8% в марте до 44,5% в апреле. При этом общая доля «токсичных» валют на рынке сократилась до 62,3% за счет снижения объема операций с евро — с 23,5 до 17,8%. Похоже, укрепление позиций США за счет Европы уже становится традицией. Основными продавцами валюты, как всегда, стали системно значимые банки, реализующие выручку экспортеров, а основными покупателями — более мелкие банки, не относящиеся к СЗКО. Последние приобретают валюту для импортеров и иных клиентов для международных переводов. Таким образом, широкий круг относительно небольших банков успешно помогает нашим компаниям проводить внешнеторговые расчеты. На этом фоне Raiffeisenbank International и закрыл корреспондентские счета всем российским банкам, кроме собственной «дочки». Ситуация очень неприятная, но ожидаемая. Михаил Брюханов подтверждает: корреспондентские отношения с большинством банков Raiffeisen закрыл или фактически прекратил почти сразу после начала СВО, сейчас это просто отыгранный медийный факт — видимо, чтобы снизить давление на материнскую кампанию в отношении ее бизнеса в России.

Конечно, если будет закрыт корсчет Raiffeisenbank Russia, это создаст проблемы для проведения трансграничных платежей. Однако большинство аналитиков оценивают эту вероятность как небольшую — во всяком случае, до момента продажи «дочки» другому собственнику. По мнению Михаила Брюханова, закрытие корсчета российского Raiffeisen затруднит получение дивидендов и расчеты с иностранными компаниями, которые продолжают здесь работать.

К этой истории осталось добавить, что Raiffeisenbank International в дополнение сократил корреспондентские отношения с банками стран СНГ. Как напоминает Михаил Брюханов, финансовые организации из стран Содружества по-прежнему могут проводить расчеты через привычные крупные американские или немецкие банки. «Однако это, безусловно, создает напряжение в расчетах. Партнеры из СНГ с недоверием посматривают на все, что связано с санкциями, и стараются дистанцироваться от России и российского бизнеса. Многие готовы променять большое советское прошлое на светлое капиталистическое будущее, не понимая, что оно может и не наступить», — опасается председатель совета директоров Первоуральскбанка.

Полный текст статьи на «Эксперт».

Читать на сайте банка: Первоуральскбанк

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях