Экспертное жюри Rosbank Future Cities 2023 и организаторы открытого конкурса: VCA (v confession agency) в стратегическом партнерстве с Росбанком - выбрали 5 цифровых художников - победителей, чьи работы максимально отвечают миссии фестиваля и поставленным задачам.
Главной миссией фестиваля является популяризация цифрового искусства. Проект призван поддержать молодых художников из разных регионов России, сделать их цифровое искусство доступным широкой аудитории.
Цель фестиваля этого года — исследовать, как изменение нашего отношения к еде и осознанный выбор продуктов влияют на наше будущее и на экосистему.
Согласно условиям конкурса, участники представили проекты, посвященные теме гастрономии в контексте устойчивого развития. Свои творческие исследования они посвятили теме «Гастрономический код: ответственное потребление в цифровом завтра».
Победителями открытого конкурса стали: FLOWGARDENZ, Мария Купцова, Елена и Иван Митрофановы, Анна Мохова, Вадим и Дарья Смахтины, Мария Федорова.
Как отметила Екатерина Плужник, руководитель направления устойчивого развития Росбанка: «В этом году перед жюри стоял сложный выбор. На конкурсмы получили довольно много работ молодых художников, которые вдохновляются реальными научными исследованиями и создают многослойные арт-объекты на стыке искусства, естественных наук и технологий. Авторы исследовали недооцененные, забытые или вытесненные локальные продукты, цикл производства, тему фермерства в городском пространстве и многое другое. Задача фестиваля в этом году - поднять дискуссию не только о гастрономических привычках, но и в целом переосмыслить потребительское поведение общества для устойчивого развития городов будущего».
Работы художников рассматривают весь цикл производства, упаковки, распределения, потребления и утилизации продуктов на нескольких уровнях: в масштабе тела, масштабе дома, города и планеты.
«В этом году получилось собрать проекты, которые очень по-разному соединяют в себе исследование темы еды с цифровой культурой и городским пространством. Ситифарминг, вторичное использование пищевых продуктов, гастрономия, созданная с помощью алгоритмов искусственного интеллекта – это лишь несколько примеров актуальных тем, с которыми работают художники. Современные технологии меняют наши представления о еде как социальном опыте, открывают необычные способы восприятия вкусов, запахов и текстур, но также дают новые возможности изменять всю продовольственную систему к лучшему. Вопросы еды шире границ тарелки: это вопросы о культуре, идентичности, политике, природе, здоровье, инновациях и многом другом. Художественные практики позволяют по-новому формулировать эти вопросы и выстраивать смысловые связи», – Ольга Вад, куратор Rosbank Future Cities.
Проекты и художники фестиваля Rosbank Future Cities 2023:
↘ SWEET SEAWEED
В центре проекта лежит вопрос: может ли нейросеть, обученная на изображениях ингредиентов с меньшим экологическим следом, сформировать привлекательный образ продукта у человека, изменив его выбор в пользу осознанного потребления?
Проект исследует, как технологии меняют наши представления о еде как социальном опыте, открывая необычные способы восприятия вкусов, запахов и текстур, и предоставляя новые инструменты влияния на всю продовольственную систему.
↘ FLOWGARDENZ
Мультидисциплинарный художественный коллектив, объединяющий городских активистов, ученых, художников, дизайнеров и других любителей природы.
На счету команды сотрудничество с такими брендами и проектами как GUCCI, ГЭС-2, Vogue, Levis, Puma, Adidas, Yandex, Kappa, Sila Sveta, Stereotactic, blazar, а также съемки мини-сериала с киностудией им. Горького, серия перформансов-импровизаций Still Life, двухдневный рейв III, посвященный единству человека, природы и технологий, в рамках арт-резиденции Jager Night Embassy и другие проекты.
↘ NATURA COGNITA
Проект, который исследует городское фермерство, объединяет биологическую и цифровую экосистемы и превращает природу в инструмент новой экономики.
Ситифермерство предполагает выращивание, переработку и распределение продуктов питания в городских районах или вокруг них, что позволяет обеспечивать жителей свежими продуктами питания. Художники разработали движок Natura Cognita Engine, которые автоматизирует процесс сбора и преобразования данных с сенсоров, которые используются в вертикальных фермах для поддержания жизнедеятельности растений. Другая функция движка заключается в создании цифрового отображения природы на основе полученных данных, по сути, генерации цифрового искусства.
↘ ЕЛЕНА МИТРОФАНОВА
Архитектор External Reference Architects. Основатель проекта-исследования Nature Cognita. Магистр архитектуры Institute for Advanced Architecture of Catalonia
↘ ИВАН МИТРОФАНОВ
Разработчик, инженер, программист, мастер цифрового производства, классический филолог, научный редактор издательства “Эксмо”
↘ ВАДИМ СМАХТИН
Креативный технолог работающий на стыке искусства, экологии и web3. PhD кандидат и приглашенный лектор в университете Инсбрука (лаборатория синтетического ландшафта, институт городского дизайна)
↘ ДАРЬЯ СМАХТИНА
Междисциплинарный художник и архитектор, сооснователь ἐphemera ONE - студии, которая создает пространства для метавселенных и художественные проекты на грани физической и виртуальной реальности
↘ ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ ДЕГУСТАЦИИ
Проект обращается к теме продовольственной системы в контексте устойчивого развития. Исследование предлагает изучить потенциал тренда на локальные культуры в ресторанах, возвращение забытых вкусов, вторичного использования продуктов и употребления всех частей растений на примере такой садово-ягодной культуры, как вишня.
↘ МАРИЯ ФЕДОРОВА
Художница работает на стыке искусства, UI/UX-дизайна и архитектуры, исследуя формирование новой реляционной эстетики в ходе совместной эволюции человека и технологий и слияния виртуальной реальности и реальной жизни.
Мария окончила Московский архитектурный институт в 2012 году. В 2018 году она получила степень магистра изящных искусств в Central Saint Martins в Лондоне, а в 2019 году приняла участие в программе «Новая норма» в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Ее работы выставлялись в Европе, Азии, Южной Америке и России, в том числе: павильон России на XXII Миланской триеннале, Bienalsur 2021 — биеннале в Аргентине, публичная программа Tate Exchange в галерее Tate Modern в Лондоне, Living Matter в Новая Третьяковская галерея в Москве, выставка World On A Wire, кураторами которой являются Rhizome of the New Museum (NYC) и Hyundai Motor Company.
↘ CORPUS
В проекте художница обращается к теме натурального и биодинамического земледелия. Этот тип ведения хозяйства был популярен в древности: во времени Древней Греции и Римской империи ученые определяли по астрономическим приборам, какой сейчас цикл луны и где находятся звезды, в том числе потому, что это напрямую соотносится с урожайностью. Сегодня эти принципы возрождаются: особенно обращают внимание на положение луны на биодинамических винных хозяйствах – от этого зависит количество влаги в винограде. Но биодинамика представляет также и совершенно другой тип отношения к природе, чем традиционное сельское хозяйство: это уважение к земле и населяющим ее животным, поддержка хозяйства без использования химикатов.
↘ АННА МОХОВА
Художница, дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна, выпускница Chelsea College of Art & Design.
Работает со скульптурными объектами, инсталляцией и интерактивными устройствами, используя такие материалы, как золото, латунь, мед и пчелиный воск.
Вдохновленные классическими фресками и скульптурами, ее работы направлены на то, чтобы ставить под сомнение границы между реальным и метафизическим.
↘ HYPH предлагает поменять эстетику и этику производства пищи.
Проект исследует сценарии, когда свойственные определенному климату плоды, произрастают в городской среде, создавая новую эстетику урбанистического пространства. Следуя климатическим особенностям российских городов, а также русским кулинарным традициям и обычаям сбора грибов, HYPH предлагает интегрировать грибные сады в общественные городские пространства.
Мицелий, помимо обеспечения ресурса пропитания для человека, играет важную роль в экосистеме, поскольку он помогает разлагать органические вещества, перерабатывать питательные элементы и формировать симбиотические отношения с растениями и другими организмами. Грибы могут служить индикаторами здоровья окружающей среды, поскольку они чувствительны к изменениям качества воздуха и воды, и их можно использовать для мониторинга наличия токсинов или других загрязняющих веществ в городской среде.
↘ МАРИЯ КУПЦОВА
Художник, архитектор и исследователь. В своей практике она изучает синтетические формы интеллекта и эстетики, создавая киборгические объекты, системы, процессы и интерфейсы.
Докторская диссертация Марии изучает техники биомашинного дизайна с целью придания биологического интеллекта неорганическим объектам и синтетическим средам.
Интерес к биопрограммированию возник у Марии в период обучения и преподавания в IAAC в Барселоне, где она на практике изучала методы биоцифрового дизайна и производства, а также внедрение биоцифровых процессов в городскую среду. Это направление исследования информирует художественную технику Марии, разрабатываемую в ходе ее личной художественной практики, а также внутри исследовательской и академической работы в Университете Инсбрука, Школе архитектуры Бартлетт UCL, Digital Future Colloquium, Университете ИТМО, ДВФУ, ВШУ и других институция.
Организатором фестиваля Rosbank Future Cities является VCA (v confession agency) в стратегическом партнерстве с Росбанком.
Впервые фестиваль Rosbank Future Cities прошел в июле 2021 года одновременно в шести городах России (Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург) и привлек более 65 000 участников. В рамках темы «Города будущего» на Фестивале было представлено пять AR-работ молодых российских художников из разных городов — Кирилла Макарова (Санкт-Петербург), Яна Посадского (Воронеж), Digital Object Alliance (Саша Пучкова и Анна Леонова, Москва), Софьи Скидан (Ухта/Москва) и Анны Таганцевой-Кобзевой (Санкт-Петербург/Москва). Фестиваль 2021 стал Специальным проектом Московской международной биеннале молодого искусства.
В 2022 году Фестиваль был посвящен проблеме гармоничного взаимодействия современного человека с окружающей средой в контексте города. Центральной частью Фестиваля стала метавселенная, в которой были представлены пять проектов молодых художников в цифровом формате. Физические арт-объекты появились в пяти городах России, а также в рамках Фестиваля были проведены live-перформанс и ряд образовательных мероприятий
Пресс-пакет: drive.google.com/drive/u/0/folders/1qszuny-dgJkb1Nr7jRwfd2oL0jb6tTQl
Социальные сети Фестиваля:
VK
Telegram