В 2022 году бизнес в России искал новые маршруты для поставок, заново настраивал международную логистику и платежи. Эти процессы еще не завершились. Как их наладить и минимизировать риски, – три совета от Максима Солнцева (СДМ-Банк)
Как можно минимизировать риски, вызванные этими факторами, рассказывает председатель правления СДМ-Банка Максим Солнцев.
В 2022 году бизнес столкнулся с новыми вызовами: уход с рынка иностранных компаний, изменения валютных курсов, разрыв связей и логистики.
Особенно пострадал бизнес, деятельность которого связана с внешнеторговыми операциями или зависит от импортных поставок. Им пришлось столкнуться с необходимостью менять поставщиков, перекраивать логистические цепочки, которые создавались годами, бороться с кассовыми разрывами, связанными с изменением порядка оплаты.
Нынешняя ситуация не похожа на те события, через которые бизнесу уже приходилось проходить ранее. Например, старые цепочки поставок восстановить вряд ли уже удастся. Это значит, что компаниям сейчас во многих случаях нужно строить логистику фактически с нуля. А новые внешнеторговые связи – это поиск не только новых маршрутов поставки товаров, но и новых поставщиков, а также настройка платежей в непростых условиях.
Вот несколько советов.
1. Ищите партнеров на новых направлениях
Сегодня мы наблюдаем тренд на повышение объема операций с зарубежными контрагентами из стран Азии. И этот тренд, очевидно, будет становиться все более явным.
Судя по нашей практике, объем и число транзакций с Китаем, например, существенно растут каждый месяц. Причины понятны: компании пытаются перестроить свои логистические цепочки таким образом, чтобы минимизировать риски неоплаты или непоставки и перейти на расчеты в более безопасных валютах, например, юанях.
Кстати, у российского бизнеса сейчас нет «похода» исключительно на Восток. Да, конечно, Китай – лидер по торговому обороту, однако компании-импортеры максимально диверсифицируют свои внешнеторговые операции за счет партнерства с другими странами Азии, Центральной и Южной Америки, Африки.
Что касается Турции, то оттуда можно отправлять грузы по Черному морю до Новороссийска, а также везти товары грузовым автотранспортом через Грузию. При этом Турция не только наращивает экспорт своих товаров в Россию, но и стала транспортным хабом для европейских и ближневосточных товаров. Активно сотрудничают российские компании и с Грузией, через которую везут товары из Азербайджана, Ирана и некоторых европейских стран.
2. Используйте новые валюты
Позиции доллара и евро как главных валют для внешнеторговых операций в России очевидно уже не так сильны. Вместо них бизнес стал использовать китайский юань, индийскую рупию, турецкую лиру, дирхамы ОАЭ, казахстанский тенге и т.д. Кроме того, появляются планы по созданию единой валюты ЕАЭС.
Перестраивая логистические цепочки, нужно подстраиваться под свой новый рынок. Например, юань готовы принимать уже не только в Китае, но и в других странах. Фактически это означает, что сегодня юань, уже являющийся мировой резервной валютой, становится и одним из мировых лидеров в расчетах, по крайней мере, во внешнеторговых операциях российских компаний. По данным SWIFT, в июле Россия стала третьей по международным расчетам в юанях, хотя еще в июне была седьмой, а в мае — десятой.
На Московской бирже оборот юаня растет и уже опередил по объемам торгов доллар. Банки также фиксируют рост интереса малого и среднего бизнеса к расчетам в юанях. Однако имейте в виду, что новые валюты менее стабильны, а значит, поставщики будут закладывать риски волатильности в цену товара, что вызовет рост издержек – этот фактор тоже необходимо учитывать.
3. Спокойно и адекватно реагируйте на изменений
После того, как первый шок от внезапных изменений прошел и проблемы, связанные с минимизацией последствий этих изменений в первом приближении решены, важно заняться вопросами стратегического порядка: снижением стоимости доставки и ускорением ее процесса.
Понятно, что удлинение и усложнение цепочки поставок может вызвать удорожание конечного продукта и потенциально «съедать» прибыль. Однако сам продукт у нового поставщика можно приобрести дешевле, чем раньше, а удорожание логистики будет включено в конечную стоимость товара. В результате маржинальность поставок в ряде случаев может быть даже увеличена.
Одна из главных проблем новой логистики – увеличение срока поставок. Длительность цикла поставки, например, из Китая, может доходить до нескольких месяцев. Но, как известно, все познается в сравнении: доставка из восточных стран в текущих условиях все равно, как правило, будет нести в себе меньше рисков, чем логистика от европейских поставщиков.
В целом, сложившаяся ситуация с логистикой не выглядит настолько апокалиптической, как это виделось еще несколько месяцев назад. Мы видим, что организовать доставку товаров в Россию по-прежнему можно практически из любой точки мира, но для этого приходится использовать сложные маршруты, что может существенно повлиять на сроки и цену. Переход на новые логистические схемы требует много времени и работы, но он вполне реалистичен.
Конечно, перестройка логистики несет в себе дополнительные расходы, меньшую предсказуемость цикла поставок, сроков доставки и платежей – все эти факторы необходимо сразу закладывать в цену. Хорошая новость – почти любого поставщика из Европы сейчас можно заместить восточным. Если удастся сделать это грамотно, то издержки на логистику в конечном итоге даже могут снизиться.
Так, при очень непростой в целом ситуации, мы видим примеры у наших клиентов, когда бизнес сумел к ней адаптироваться, ему удалось сократить издержки. В любом случае, если жизнь заставила вас играть не по тем правилам, к которым вы привыкли, не бойтесь изменений, какими бы тяжелыми они не казались изначально.