Банк Русский Стандарт изучил особенности наполнения кассовых чеков россиян за три квартала 2022 года. Доли чеков с самыми популярными продуктами, где встречаются молоко и кофе, выросли относительно прошлого года.
В рамках исследования аналитики банка определили топ-100 товаров осени по количеству кассовых чеков с ними в Мобильном банке RSB Mobile и разделили их на категории. Далее — внутри каждой из категорий определили самые часто встречающиеся товары и, взяв их за 100%, сравнили доли топовых лидеров.
Согласно статистике Банка Русский Стандарт, в число лидеров в зависимости от количества кассовых чеков осенью 2022 года вошли следующие категории: «Продукты питания», «Средства гигиены», «Товары для детей», «АЗС».
Доля покупок молока осенью выросла относительно лета
По данным банка, товары-лидеры в категории «Продукты питания» по числу кассовых чеков с ними с сентября по ноябрь 2022 года — хлеб, молоко, мясные продукты, сыр и кофе. По сравнению с летом 2022 года общее число покупок этих пяти продуктов с сентября по ноябрь выросло на 8%.
В вышеупомянутом топ-5 доля чеков, где встречался хлеб, осенью 2022 года составила 25%. Она осталась неизменной относительно лета текущего года.
Молоко же стали покупать чаще. Аналогичные показатели по долям осенью у него выросли до 22% этой осенью (с летних 20%).
Доля мясных продуктов в общем количестве чеков в пятерке лидеров осенью составила 20%. Тогда как летом была немного выше — 21%.
Показатели у сыра снизились до 18% в сентябре-ноябре 2022 года с 19% летом. А у кофе, напротив, выросли до 16% с 15%, соответственно.
Осенью выросла доля покупок туалетной бумаги
В категории «Средства гигиены» лидеры по количеству кассовых чеков с ними в сентябре-ноябре 2022 года — салфетки, мыло, крем, туалетная бумага и шампунь. По данным банка, относительно лета 2022 года общее число покупок этих 5 товаров осенью снизилось на 3%.
Статистика показала, в этой пятерке общая доля чеков, где встречались салфетки по итогам ноября составила 32%. При этом летом она была 34%.
У мыла этот показатель в сентябре-ноябре 2022 года — 23%. Летом он был таким же.
Доля чеков с кремом от всех, где встречаются вышеперечисленная пятерка товаров, осенью 2022 года составила 18%. Летом же была немного ниже — 17%.
Показатель у туалетной бумаги осенью — 17%, а летом был 16%.
И, наконец, аналогичная доля у шампуня в кассовых чеках сентября-ноября 2022 года составила 10%, не изменившись относительно лета.
Доля покупок игрушек осенью увеличилась до 10%
В категории «Товары для детей» среди лидеров по количеству кассовых чеков с ними осенью 2022 года оказались детское питание, тетрадь, игрушка и подгузники. По сравнению с летом общее число покупок этих 5 товаров осенью снизилось на 26%. Подобное можно объяснить тем, что на конец летнего сезона традиционно выпадает массовый шопинг родителей в преддверии возвращения после каникул и старта нового учебного года. Поэтому к осени активность в таких покупках после яркого летнего всплеска ожидаемо снижается.
В сентябре-ноябре 2022 года в этом рейтинге общая доля чеков, где встречается детское питание, составила 63%. Летом же этот показатель был ниже и составлял 61%.
У тетрадей эта доля осенью 2022 года — 23%. А летом, на последний месяц которого пришлась активная пора закупок канцтоваров и школьных принадлежностей, доля была заметно выше и составляла 28%.
10% составила доля игрушек в кассовых чеках с самыми популярными детскими товарами за обозреваемый период 2022 года. При этом летом она была 8%.
Аналогичный показатель у такого товара, как подгузники минувшей осенью — 4%. В июне-августе он был 3%.
Осенью предпочитали покупать бензин марки АИ95
Согласно статистике наполнения кассовых чеков в RSB Mobile, сентября по ноябрь 2022 года общее количество покупок бензина снизилось на 13% относительно лета. Подобное можно объяснить тем, что на июнь-август традиционно выпадает активизация путешествий по стране на фоне отпускного сезона, поэтому спрос на бензин был высоким. Осенью же, многие автомобилисты вернулись к привычному ритму, реже передвигаясь на дальние расстояния и в условиях крупных мегаполисов используя автомобиль как «машину выходного дня».
При этом россияне чаще покупали бензин марки АИ95. На него пришлось 56% от общего числа кассовых чеков с двумя этими видами топлива, а на АИ92 оставшиеся 44%. Летом же это соотношение было 55% против 45% также в пользу АИ95.
Напомним, что с помощью сервиса в Мобильном банке RSB Mobile клиенты могут узнавать о наполнении кассового чека при оплате покупок картой Банка Русский Стандарт. Вся информация здесь абсолютно идентична бумажному чеку.
Методология: в исследовании были использованы обезличенные данные сервиса наполнения кассовых чеков по количеству за сентябрь-ноябрь 2022 года, а также июнь-август 2022 года. За основу взяли топ-100 товаров осени по количеству кассовых чеков с ними в Мобильном банке RSB Mobile и разделили их на категории. Далее — внутри каждой из категорий определили самые часто встречающиеся товары и, взяв их за 100%, сравнили доли топовых лидеров.