Москва, Россия — 12 сентября 2022 г.
BNPL-сервис («Купи сейчас, плати потом») «Долями» проанализировал, как изменились финансовые и потребительские привычки россиян в 2022 году.
Цель исследования — выяснить, как жители России пересмотрели свой бюджет, от покупки каких товаров и услуг отказались или стали отдавать предпочтение более бюджетным вариантам.
Исследование основано на результатах опроса, проведенного в августе 2022 года среди 2 тыс. человек старше 18 лет, проживающих во всех регионах страны, а также данных сервиса «Долями» за период с марта по август 2022 года.
Основные выводы:
- Более половины опрошенных в марте—августе 2022 года начали экономить, покупая более бюджетные товары или услуги
- Треть россиян использовали за это время на текущие расходы средства из своих сбережений, которые они копили на другие цели
- Почти 40% россиян в марте—августе отказались от некоторых расходов, в частности, на путешествия (55% респондентов), крупную бытовую технику и электронику (49%), автомобиль (41%)
- 67% россиян — в основном молодые люди — не готовы в ближайшие 2–3 месяца брать заемные средства
В марте—августе 2022 года 53% россиян стали покупать более дешевые товары и услуги
Более половины опрошенных за последние 6 месяцев начали покупать более бюджетные аналоги некоторых товаров или услуг. В частности, альтернативные варианты россияне выбирали в таких категориях, как бытовая химия (51% опрошенных), одежда и обувь (49%), косметика и парфюмерия (24%), а также путешествия (17,6%).
Треть респондентов отметила, что они использовали для оплаты некоторых покупок часть сбережений, отложенных на другие цели.
Около 38,7% респондентов в марте—августе вообще отказывались от некоторых статей расходов. Чаще всего речь идет о тратах на путешествия (55%). 49% опрошенных решили отложить покупку крупной бытовой техники и электроники, 41% — автомобиля. Почти 46% участников опроса отказались от трат на развлечения (кино, рестораны, театры и т. д.).
Почти треть россиян задумались о необходимости вести личный бюджет
38,7% россиян уже давно ведут учет доходов и расходов. Большинство из них мужчины (58%), и в основном это люди более молодого поколения в возрасте 25–34 лет.
Почти 30% респондентов отметили, что у них такой практики нет, но в последнее время они стали задумываться о необходимости вести свой бюджет. О подобных планах в основном сообщили женщины (53,7% респондентов).
10,5% участников опроса уже начали вести бюджет в последние 6 месяцев. Из них 35% люди в возрасте 25–34 года, 27,4% — в возрасте 35–44 года.
А 13,7% россиян отметили, что никогда не считали свои доходы и расходы и не планируют это делать в будущем. Из них 43% — женщины и 57% — мужчины.
67% россиян не планируют оформлять кредит в ближайшие 2–3 месяца
12% участников опроса оформили кредит в марте—августе. Заемные средства потребовались в основном для оплаты ремонта жилья (15%), путешествий (14%), а также для ремонта или покупки автомобиля (14,5%).
67% респондентов отметили, что не готовы в ближайшие 2–3 месяца брать кредит. В основном это молодые люди в возрасте 25–34 лет. Более половины опрошенных, не планирующих прибегать к заемным средствам (52%) — женщины.
Растет число покупателей, пользующихся оплатой частями
Около 10% опрошенных за последние месяцы воспользовались BNPL-сервисами, позволяющими разделить оплату покупки на несколько частей.
По данным Долями, объем покупок, оплаченных с помощью BNPL-сервиса, с марта по август 2022 года вырос более чем в 6 раз на фоне увеличения партнеров сервиса и роста популярности этого вида оплаты.
90% респондентов больше всего оценили возможность не платить всю сумму сразу, разбив ее на несколько частей. 67% участников опроса понравилось отсутствие переплат, 38% — отсутствие кредитного договора, а 50% респондентов отметили прозрачность и удобство сервиса. При этом 72% опрошенных, кто уже воспользовался услугами BNPL-сервисов, готовы повторить покупки с оплатой частями.
О сервисе Долями
Первый в России BNPL-сервис «Долями» был запущен Тинькофф в апреле 2021 года. Он позволяет разделить стоимость покупки на четыре части без процентов и переплат. 25% уплачиваются сразу, остальные три четверти будут автоматически списываться с карты покупателя каждые две недели до полной оплаты. В отличие от других сервисов оплаты частями, при покупке с Долями не требуется заключение кредитного договора и предварительная регистрация на сайте или в приложении.
Отслеживать график платежей и статус оплаты можно в мобильном приложении «Долями», доступном на Android и iOS. Список партнеров сервиса можно найти на сайте «Долями» или в мобильном приложении Тинькофф во вкладке «Кэшбэк и бонусы». На сегодняшний день к Долями подключено более 600 магазинов.