В летний период число мошеннических действий с целью в хищения денежных средств со счётов граждан растёт, поэтому мы напоминаем о необходимости соблюдения мер безопасности, сохранения своих персональных данных, а также паролей от личных кабинетов систем дистанционного банковского обслуживания и данных банковских карт.
Для хищения денег у граждан злоумышленники используют все более изощренные сценарии. В результате тысячи людей страдают от их действий, теряют свои деньги, которые в некоторых случаях копили годами. Знания о том, как противодействовать мошенникам, помогут в нужную минуту принять правильное решение.
Важно понимать, что мошенники тщательно готовятся к преступлениям, изучают эффективные методы воздействия на сознание человека, чтобы, например, человек сам раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Мошенники могут неоднократно звонить потенциальной жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные (фишинговые) сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов. Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии.
Как не стать жертвой мошенников:
- Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию.
- Не публикуйте персональные данные и данные банковских карт в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.
- Если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, либо представитель правоохранительных органов или другой государственной организации с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от Вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу и тому подобное) или по телефону запугивают и требуют быстрых действий с финансами, незамедлительно прервите разговор и отключите телефон. Для выяснения информации самостоятельно перезвоните в Ваш банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты, или на сайте банка, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.
- Не совершайте каких-либо действий по счету, если Вам звонят с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный счет», например в Центробанке, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами.
- По возможности установите антивирусную программу на все устройства и обновляйте ее.
- Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Заведите отдельную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты.
- При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка).
- Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах, таких как Яндекс, Mail.ru, помечены цветным кружком с галочкой.
Подробнее узнать о мерах противодействия мошенническим практикам можно на сайте Банка России.