Мошенники на финансовом рынке сейчас используют актуальную информационную повестку, призывая «спасти денежные средства» в зарубежных юрисдикциях, и действуют преимущественно в интернет-пространстве. Еще одна новая тенденция — заманивание доверчивых граждан в ловушку с помощью VPN. Но Банк России постоянно расширяет инструментарий выявления и борьбы с финансовыми мошенниками.
О результатах по выявлению финансовых пирамид и нелегальных компаний в начале 2022 года и об особенностях обнаруженных в последнее время мошеннических схем в интервью ТАСС рассказал директор департамента Банка России по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях.
— Как изменилось количество нелегалов и финансовых пирамид за последнее время и с чем это связано?
— За первый квартал 2022 года мы выявили 930 компаний с признаками нелегальной деятельности: это финансовые пирамиды, нелегальные кредиторы и нелегальные профессиональные участники рынка ценных бумаг. Именно по этим трем направлениям мы работаем, очищая финансовый рынок от мошенников.
Если останавливаться на финансовых пирамидах, то мы зафиксировали в первом квартале 403 такие организации. Для сравнения: это почти половина от общего количества пирамид, выявленных за весь прошлый год. Но такой всплеск выявляемости начался еще с третьего-четвертого квартала 2021 года, и относительно конца года статистика изменилась не сильно.
— Какие методы сейчас используют мошенники, которые стоят за организацией финансовых пирамид?
— Как всегда, финансовые пирамиды активно используют актуальную информационную повестку. Скажем, на фоне финансовых неопределенностей популярны призывы «спасти денежные средства» в зарубежных юрисдикциях: вложиться в иностранный проект, в иностранные ценные бумаги.
Такие предложения были и раньше, но сейчас мошенники подкладывают под них санкционную тематику. Например, специально подчеркивают, что речь идет о проектах или счетах в государствах, не присоединившихся к санкциям. Ограничения, связанные с международными расчетами, стали модной фишкой, чтобы убедить человека перевести деньги на личный счет посредника-физлица по номеру телефона. Очередной толчок получили и схемы, основанные на переводах с помощью криптовалюты или вложениях в якобы цифровые инструменты. С криптовалютами связано более 58% выявленных в первом квартале пирамид.
Еще одна новая тенденция — заманивание доверчивых граждан в ловушку с помощью VPN.
— Как это происходит?
— Дело в том, что, когда мы блокируем сайт нелегала или финансовой пирамиды, доступ к нему ограничивается только в российском интернет-пространстве. А если человек использует VPN, то такой сайт для него открыт, он не видит, что ресурс был заблокирован, является нелегальным.
Мошенники же в телефонном разговоре убеждают потенциального клиента заходить к ним на сайт только через VPN и объясняют, что это якобы необходимо для специального шифрования данных и безопасного соединения с сервисами, которые обеспечивают доступ, например, к торгам.
Поэтому, если вы, используя VPN, зашли на сайт финансовой организации, не поленитесь, проверьте дополнительно на сайте Банка России, есть ли у нее лицензия, не внесена ли она в «предупредительный список».
— На что еще надо обратить внимание людям, чтобы не стать жертвой мошенников? Какие предложения должны насторожить?
— Не новый, но, к сожалению, работающий способ — поиск потенциальных жертв через сайты по поиску работы. Мошенникам это удобно, потому что дает возможность затребовать и получить от людей персональные данные. Причем в данном случае вы сразу гарантированно получаете клиента, которому нужны деньги. И человек часто может быть не очень осмотрителен и разборчив в способах заработка. Мошенники привлекают таких граждан к распространению нелегальных финансовых услуг, проекты часто бывают построены на принципах сетевого маркетинга. А для работы вынуждают пройти предварительное обучение. Тоже платное. Таким образом, человек не только вовлекается в незаконную схему, но еще и теряет свои деньги.
Вообще, к сайтам, где надо оставить свои личные данные и контакты, следует относиться особенно осторожно. Мошенники создают так называемые посадочные страницы — сайты с завлекающей рекламой якобы сверхдоходной финансовой деятельности, а подробности обещают рассказать вам приватно. Человек оставляет свои контакты и фактически добровольно сдается в руки мошенников, которые потом адресно обрабатывают клиента в почте или по телефону.
Популярны имитации онлайновых инвестиционных игр. Несмотря на название «игра», какой-либо соревновательный элемент в этих проектах отсутствует. Надо лишь вкладывать деньги, покупая все новые и новые «инструменты», которые позволяют подниматься в рейтинге. Реклама таких игр, как правило, распространяется через социальные сети, мошенники делают ставку прежде всего на молодежь. За первый квартал мы выявили около 70 таких субъектов, это 17% от общего количества финансовых пирамид.
— Ваши методы выявления мошеннических схем изменились?
— Сейчас 95% пирамид существуют только в интернет-пространстве, без физического присутствия. И поэтому наша работа тоже сфокусирована на выявлении мошеннических схем в онлайне. При этом мы нацелены на то, чтобы найти и сделать публичной информацию до того, как незаконные организации успеют раскрутиться и привлечь большое количество клиентов.
С декабря у нас появилось право внесудебной блокировки мошеннических сайтов. А сейчас мы активно блокируем информацию о пирамидах и нелегалах в социальных сетях. В этом году было заблокировано почти 100 страниц в соцсетях — в «Одноклассниках», «ВКонтакте».
— Но, несмотря на блокировки, мошеннических интернет-проектов очень много...
— Тут несколько моментов. Во-первых, вместо заблокированных сайтов и страниц мошенники оперативно создают их «зеркала». Мы их тоже блокируем, как только выявляем, и если посмотреть «предупредительный список» (список компаний с признаками нелегальной деятельности, который с 01.06.2021 публикуется на сайте Банка России — прим. ТАСС), то видно, что у одной и той же компании часто указано несколько сайтов.
Во-вторых, организаторы пирамид делают сейчас ставку не на долгоиграющие и масштабные, а на короткие проекты с невысоким первоначальным взносом. Их расчет прост: если человек теряет не слишком большую сумму, меньше вероятность, что он пойдет жаловаться. Когда пирамида живет недолго, больше шансов не попасть в поле зрения правоохраны или Банка России. Таким образом, вместо одного большого мошеннического проекта одни и те же организаторы делают множество мелких.
Поэтому важно, чтобы люди, жертвы пирамид, не молчали, обращались с заявлениями и рассказывали об обмане, даже если речь идет о небольших суммах.
Это поможет не оставить виновников безнаказанными и сократить будущие потери.
— Есть ли законодательные новации, которые помогут бороться с мошенниками?
— Сейчас рассматривается законодательная инициатива о запрете любым организациям, не поднадзорным Банку России, привлекать денежные средства граждан под предлогом инвестиционной деятельности. Это станет сигналом и для людей, и для средств массовой информации: если контора, у которой нет лицензии Банка России, рекламирует вложения в инвестиции, она априори работает незаконно. Связываться с ней не надо.
Сейчас мошенники пользуются отсутствием таких ограничений. Например, заявляют, что они работают в форме потребительского кооператива или потребительского общества. Такие организации не являются нашими поднадзорными, им не нужна лицензия Банка России. В то же время нет ограничений на привлечение средств граждан. То есть с формальной точки зрения производственные кооперативы и потребительские общества, привлекая средства граждан, закон не нарушают. В первом квартале этого года мы выявили три организации с признаками финансовых пирамид, которые работали «под зонтиком» потребительских кооперативов.
— На чем еще вы планируете сделать акцент в работе?
— У нас есть планы более активно использовать наши региональные структуры для выявления «черных кредиторов». По итогам первого квартала мы обнаружили 171 такую компанию. Это на 35% меньше, чем в предыдущем квартале. Но такая динамика связана, к сожалению, не с тем, что нелегальное кредитование отмирает, а с высоким спросом на займы в предыдущем периоде. В конце года люди стараются закрыть какие-то финансовые бреши, тратятся на праздники, подарки и занимают больше, чем обычно. В том числе — у нелегалов. Поэтому борьба с нелегальными кредиторами остается одним из наших приоритетов.
Казалось бы, какая разница для человека, кто ему занял деньги? Опасность в том, что нелегальные кредиторы потом применяют нелегальные методы взыскания долга, а условия возврата средств у них специально такие, чтобы затянуть человека в кабалу. Эти нелегалы действуют преимущественно в офлайн-пространстве — в отличие от легальных структур, присутствующих преимущественно в онлайне. «Черные кредиторы» — это обычно совсем небольшие компании в регионах, свои услуги они рекламируют через бумажные объявления. Наши сотрудники в главных управлениях Банка России уже активно работают по выявлению таких контор.
Наконец, есть еще нелегальные форекс-дилеры и другие профучастники. За первый квартал 2022 года было выявлено 356 таких компаний, 95% из них — это нелегальные форекс-дилеры. Они в основном позиционируют себя как иностранные компании, зарегистрированные в зарубежной юрисдикции.
— Вопрос не про нелегалов. Вы недавно публиковали пресс-релиз по схеме, связанной с манипулированием через Telegram-канал. Могут быть задействованы подобные схемы снова с учетом того, что на рынок вышло много розничных инвесторов? Какую работу проводите в части противодействия таким манипуляциям?
— Подобные схемы pump and dump («памп энд дамп») существовали еще до массового развития социальных сетей. Лет десять назад, например, в такое манипулирование инвесторов вовлекали через чаты или форумы. Но масштаб был, конечно, меньше. Современные средства коммуникации дают больше возможностей для того, чтобы инвесторы могли быстро кооперироваться и координировать свои действия. Причем такое объединение происходит на основе информации, которую предоставляют анонимные источники.
Когда мы выявили манипулирование, то заблокировали более 60 брокерских счетов. Это было сделано, чтобы не допустить массового разгона ценных бумаг второго и третьего эшелонов. Мы провели расследование, чтобы выявить организаторов и «активистов» таких схем.
Кстати, в данном случае денег не заработали ни они, ни те, кто был втянут в схему на последних стадиях.
Мы и дальше будем мониторить ситуацию, выявлять подобные и другие схемы, чтобы предотвращать недобросовестное ценообразование на финансовом рынке и не допускать вовлечения массового инвестора в такие схемы.
Они, конечно, не являются пирамидой. Но рисунок биржевого графика ценных бумаг в таких случаях очень похож на пирамиду — сначала все растет, потом все падает. Организаторы рассчитывают, что, разогнав бумагу за счет сговора, потом они смогут быстро выйти из нее при высокой цене. А те, кто не успеет, проиграют, останутся под обломками пирамиды.
Анна Афонина
ТАСС, 05.05.2022