В январе 2022 года банк ТКБ (Банковская Группа «ТКБ») совместно с Московским областным гарантийным фондом профинансировали компанию ООО «Европа Сервис» на закупку электросамокатов в количестве более 2 тыс. единиц, которые в весенне-летний сезон будут не только служить источником развлечения для жителей области, но и повысят транспортную доступность в небольших городах. Мы побеседовали с Морозовым Иваном Алексеевичем, идейным вдохновителем проекта.
Иван Алексеевич, расскажите немного о проекте, почему решили пойти в этот бизнес?
До недавнего времени наша компания занималась предоставлением автосервисных услуг и услуг такси. В рамках нашей текущей деятельности мы постоянно ищем новые возможности для роста и повышения эффективности работы компании, таким образом, пару лет назад наше внимание привлекло одно из относительно новых направлений на российском рынке: кикшеринг.
В 2021 году проект truesharing.ru. провел исследование российского рынка кикшеринга (аренды электросамокатов), которое в целом подтвердило нашу уверенность, что рынок аренды самокатов в России растет, и за один только 2021 год вырос на 200-230%.
По данным исследования, объем рынка в 2021 г. составил 12 млрд руб. При этом аналитики прогнозируют, что к 2024 г. этот показатель вырастет еще в 3-4 раза и составит от 30 млрд до 40 млрд рублей.
Согласно truesharing.ru, сейчас в 90 городах России работает 50 кикшеринговых компаний (в 2020 г. их было 26). Их услугами пользуются 10-12 млн человек, которые совершили в этом сезоне около 55 млн поездок. Совокупный размер парков электросамокатов к концу сезона 2021 г. оценивается в 100 000 — 120 000 единиц. С начала года он увеличился примерно на 70 000 — 80 000 самокатов, а услуги кикшеринга появились в 30 новых городах. В прогнозе говорится, что уже через три года парк различных операторов составит 300 000 — 400 000 самокатов, а клиентская база увеличится до 40-50 млн пользователей.
До недавнего времени в Московской области данный вид услуг не был широко представлен, поэтому мы считаем, что сейчас оптимальное время заявить о нашем проекте и предложить услуги компании ООО «Европа Сервис» жителям Московской области.
Каковы перспективы реализации проекта?
Одной из основных целей данного проекта для нас является решение проблемы микромобильности в небольших городах Московской области. В рамках проекта приобретается 2 900 самокатов OKAI 200d, которые по согласованию с правительством Московской области и администрацией городов будут использоваться на следующих территориях: Дмитров, Дубна, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Электросталь, Ногинск, Люберцы, Видное, Раменское, Жуковский, Воскресенск, Коломна, Лобня.
Последние тенденции на рынке четко показывают, что основной рост спроса сейчас связан с увеличением доли именно транспортных поездок, а не развлекательных, и именно первые пользователи формируют активную и лояльную аудиторию. Так, в 2021 г. только 15-30% совершались в развлекательных целях, а 70-85% — в транспортных (против порядка 60% в прошлом году).
С какими проблемами может столкнуться компания при реализации проекта?
Одна из основных проблем – сезонность ведения бизнеса. В дождливую или холодную погоду желающих пользоваться сервисом найдётся немного. В зависимости от города и региона сезон активных поездок может длиться от 7 до 10 месяцев. При этом сами самокаты требуют обновления раз в 2-3 года. Для реализации нашего проекта мы выбрали качественные модели, которые обладают повышенным ресурсом, кроме того, закладывать соответствующие затраты в бюджет на будущее.
Кто ваши основные конкуренты?
Сейчас большую часть рынка в РФ (70-80%) контролируют два игрока — Whoosh и Urent. Оставшуюся долю делят между собой локальные сервисы с небольшим парком самокатов. Мы являемся партнерами сервиса Urent в Московской области.
В июле 2021 года услуги по аренде электросамокатов запустил «Яндекс», однако пока им могут воспользоваться только жители Москвы и Краснодара.
Бытует мнение, что аренда самокатов достаточно дорогое удовольствие. Насколько услуга, предоставляемая ООО «Европа Сервис», будет доступна жителям Московской области?
При расчете нашей финмодели мы как раз и ориентировались на пользователей - жителей городов Московской области.
Мы рассматривали самокат не только как развлечение, а как транспорт для ежедневных поездок. Несколько километров от дома до метро или ж/д станции на нашем самокате можно проехать за десять минут и заплатить сумму, сопоставимую с ценой билета на автобус, при этом самокат не нужно ждать и стоять в пробках.
Каким образом пришла идея обратиться за поддержкой в Московский областной гарантийный фонд? Насколько это решение себя оправдало?
Первоначально мы обратились за финансированием в ТКБ, с которым нас связывают достаточно долгие взаимоотношения. Но как всегда при структурировании сделки одной из проблем является поиск залогового обеспечения, которое должно удовлетворить финансирующий банк. Поручительство гарантийной организации – одна из альтернатив залога: за небольшое комиссионное вознаграждение гарантийный фонд может выдать свое поручительство по сделке, что частично решит проблему поиска залогового обеспечения.
Банк направил нашу заявку в Московский областной гарантийный фонд, который, несмотря на достаточно нестандартную сделку, вынес по ней положительное решение. Мы получили необходимое финансирование и начали готовиться к сезону. Надеемся, что ближайшее время вы сами сможете увидеть наши самокаты на улицах городов Московской области.