Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) проанализировали, как изменились средние цены на наиболее востребованные новые автомобили за 2021 год. Из первой 20-ки наиболее популярных моделей больше всех за год прибавил в цене Renault Sandero. Причем наибольшая корректировка прайс-листов (+5%) по этой модели пришлась на декабрь.
По итогам 2021 года наибольшим подорожанием на российском рынке отметился Renault Sandero. Хэтчбек, который изначально задумывался маркетологами Renault как один из самых бюджетных, в декабре ушедшего года стоил в среднем 1,028 миллиона рублей по сравнению с 0,809 миллиона рублей годом ранее. Это означает, что рост средней цены за год составил 27,1%.
Вторую строчку рейтинга с прибавкой 26,1% получил Lada Largus. Средняя цена этого универсала по итогам года составила 960,1 тысячи рублей. Еще одна модель из Тольятти – Lada Niva Legend – закончила год с ценником 801,8 тысячи. Прибавка в 23,4% обеспечила ей третье место в рейтинге.
В пятерке наиболее подорожавших машин оказались еще две Renault. Кроссоверу Duster «приписали» 21,5%. Его цена в декабре составила 1,35 миллиона рублей. Седан Logan продавали в последний месяц года за 953,8 тысячи (+19,4%).
Рост популярности Kia K5 позволил активно взвинчивать цену и на эту машину: средняя цена в декабре за эту модель составила 2,31 миллиона (+19% за год).
В свою очередь два седана Lada – Vesta и Granta дорожали примерно равными темпами – примерно на 18% за год. С той оговоркой, что дефицит на модель Granta, похоже, вынудил маркетологов АвтоВАЗа быть чуть лояльнее в ее ценообразовании: прибавка составила 17,7%. Но абсолютная средняя цена на самую дешевую машину нашего рынка в 723 тысячи рублей выглядит откровенно завышенной. Во время дебюта на рынке в 2011 году эта модель привлекала прежде всего ценой – от 240 тысяч рублей.
Разместившийся в рейтинге между двумя автомобилями Lada кроссовер Kia Sportage прибавил примерно столько же – 18%. Но в абсолютных цифрах он стоил 2,25 миллиона рублей, лишь немногим дешевле K5. И наконец, замыкает десятку наиболее подрожавших моделей Nissan Qashqai (2,06 млн., +17,4%).
В целом, несложно заметить, что в первой десятке рейтинга наибольшим «аппетитом» продавцов в 2021 году отметились восемь родственных моделей по альянсу Renault-Nissan-АвтоВАЗ и две Kia.
В то же время нельзя сказать, что на фоне дефицита упускали свою прибыль представители и других популярных марок. Так, Hyundai Creta (13 место в списке) в прайс-листах прибавила в среднем 15,9% – до 1,53 миллиона рублей. С одной стороны, явно меньше других популярных кроссоверов. Однако на очень высоком спросе по Creta щедро зарабатывали многие дилеры, часто продавая ее выше двух миллионов рублей.
Одной-двумя строчками выше расположились Kia Rio Х и Lada Niva Travel – прибавка по 16%. Нашли здесь место и две модели Skoda: Rapid (1,2 миллиона, +15,8%) и Karoq (1,88 миллиона, +14,2%). И наконец, в тот же топ-20 попали еще две Kia – седан Rio и кроссовер Seltos, Toyota Camry, Lada X Ray и Renault Arkana. Рост их ценников за год в среднем составил от 13,4% до 15,7%.
Компенсировать потери 2021 года
Для большинства покупателей ситуация с ростом цен в авторитейле наверняка выглядит угрожающе. Среди топ-20 моделей нашего рынка не нашлось ни одной, которая бы подорожала меньше, чем на 13%. Но особенно сильно удручает ценообразование на модели, которые изначально задумывались своими создателями как предельно бюджетные.
Так, по техническому заданию, полученному специалистами Renault в 2004 году, им поручалось спроектировать для рынков восточной Европы доступную модель в рамках бюджета в 4 000 евро. После этого на свет появились Logan и Sandero. До девальвации рубля осени 2014 года любую из этих моделей можно было приобрести в России за 400 с небольшим тысяч рублей.
Стоит также вспомнить, что еще три-четыре года назад Niva Legend, носившая тогда название Lada 4х4, продавалась примерно за 500 тысяч рублей. Нынешний подход к ценообразованию самого дешевого вседорожника нашего рынка может отпугнуть от него многих бывших поклонников. Да и в целом та активность, с какой многие дистрибьюторы ринулись переписывать ценники, достойна лучшего применения.
Некоторые модели автомобилей только вместе с боем курантов уже подорожали не на привычные для прошлых лет 2-3%, а чаще на 4-6%. Все это говорит о том, что дистрибьюторы будут и дальше таким образом стараться компенсировать те финансовые потери, которые получили при падении объемов продаж в 2021 году. Дилеры также едва ли умерят «аппетиты». Как не будет решена и основная проблема на рынке (дефицит машин из-за нехватки полупроводников). Поэтому в первом квартале мы, вероятнее всего, увидим рост цен на автомобили на 10-15%.
№ | Марка и модель | Средняя цена в декабре 2021 | | Динамика за год |
1 | RENAULT SANDERO | 1 027 889 | 808 714 | +27,10% |
2 | LADA LARGUS | 960 082 | 761 509 | +26,08% |
3 | LADA NIVA LEGEND | 801 800 | 649 567 | +23,44% |
4 | RENAULT DUSTER | 1 354 857 | 1 115 250 | +21,48% |
5 | RENAULT LOGAN | 953 818 | 798 714 | +19,42% |
6 | KIA K5 | 2 310 317 | 1 941 900 | +18,97% |
7 | LADA VESTA | 1 076 995 | 909 338 | +18,44% |
8 | KIA SPORTAGE | 2 246 567 | 1 904 329 | +17,97% |
9 | LADA GRANTA | 722 998 | 614 163 | +17,72% |
10 | NISSAN QASHQAI | 2 058 000 | 1 753 304 | +17,38% |
11 | KIA RIO X | 1 208 233 | 1 040 426 | +16,13% |
12 | LADA NIVA TRAVEL | 951 500 | 820 400 | +15,98% |
13 | HYUNDAI CRETA | 1 528 706 | 1 319 292 | +15,87% |
14 | SKODA RAPID | 1 200 369 | 1 036 838 | +15,77% |
15 | KIA RIO | 1 142 400 | 987 400 | +15,70% |
16 | TOYOTA CAMRY | 2 522 045 | 2 197 909 | +14,75% |
17 | LADA XRAY | 992 733 | 866 419 | +14,58% |
18 | SKODA KAROQ | 1 877 900 | 1 644 500 | +14,19% |
19 | KIA SELTOS | 1 748 233 | 1 534 662 | +13,92% |
20 | RENAULT ARKANA | 1 614 231 | 1 423 833 | +13,37% |
Источник данных: Russian Automotive Market Research