23 декабря 2021
Банк Хоум Кредит провел телефонный опрос о состоянии семейных финансов и управлении доходами и расходами среди своих клиентов. В нем участвовали 436 жителей 8 федеральных округов России в возрасте 25-45 лет, имеющие детей.
Россияне стали чаще пользоваться раздельным бюджетом
Выяснилось, что у 58,2% респондентов расходы семейного бюджета примерно соответствуют доходам (55,2% год назад). Общий бюджет, при котором все доходы и расходы в семье совершаются сообща, есть у 71,1% (80,3% год назад) респондентов. Среди 21,1% респондентов каждый взрослый член семьи имеет собственные деньги (15,6% год назад), а собственные и общие семейные деньги есть у 7,8% респондентов (4,1% год назад).
Россияне готовы чаще давать детям карманные деньги
В этом году больше опрошенных готовы давать детям карманные деньги – 82,3% против 79,3% год назад. Причем большинство дают их просто так, а не за какие-то достижения – 60,4% против 54% год назад. За хорошие оценки готовы давать карманные деньги 22% (22,9% в прошлом году). За работу по дому – 11,5% против 15,6%.
Россияне по-прежнему сберегают деньги в банках
Основным способом сбережения по-прежнему являются банковские продукты, номинированные в рублях (вклады, текущие и накопительные счета). Их предпочитают 48,9% респондентов, которые формируют сбережения, против 49,8% год назад. Несколько выросла доля людей, стремящихся сберегать в форме наличных рублей – 1,5% против 0,9% год назад. Возможно, что некоторый рост востребованности наличных связан с ростом инфляционных ожиданий, активизацией потребительского спроса и ускорением денежного обращения. На фоне укрепления рубля отмечено снижение интереса к валютным сбережениям в форме банковских валютных вкладов и наличной валюты – 36,4% против 42%. В инструменты фондового рынка инвестируют 6,1% против 5,3% годом назад.
За год у россиян изменились цели накоплений
У 61,2% респондентов, имеющих возможности для сбережения, есть определенные финансовые цели. Год назад этот показатель был ниже – 60,2%. При этом если в 2020 году большая часть опрошенных копили на квартиру, то в 2021 году на первый план вышли накопления на автомобиль. На третьем месте в списке самых популярных целей накоплений – ремонт (год назад – путешествие). Цели распределились следующим образом:
Изменение потребительских настроений: на первом месте – знания и впечатления
Среди российских семей набирает популярность подход, при котором все больше людей согласны с утверждением, что вещей должно быть по минимуму, а деньги лучше тратить на новые знания и впечатления. Абсолютно с ним согласились 50,9% респондентов (45,1% год назад), отчасти согласны 31,9% (32,9%), совершенно не согласны 17% (22%).