Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка по покупке и продаже автомобилей) проанализировали причины затяжного кризиса микрочипов и спрогнозировали, когда он может закончиться.
Первопричины дефицита полупроводников
В историю автомобильной отрасли 2021 год войдет как один из самых проблемных. Недостача проводников глобального масштаба стала результатом сразу нескольких факторов.
Во время межгосударственного локдауна 2020 года многие производители пересмотрели планы производства и отменили часть заказов. Образовавшиеся места в пуле производственных мощностей заняли производители других сфер, в основном мобильных телефонов, оказавшиеся дальновиднее. Перераспределение интересов производителей было не в пользу автоконцернов и больно ударило по последним.
Недостаток электроники перешел на 2021 год, подогреваемый постоянно растущим спросом. Сюда же добавились проблемы на производстве главных игроков рынка (пожары и наводнения весной 2021 года).
И наконец, решающим фактором стала сильная централизация рынка. В Азии сегодня находится примерно 2/3 всех заводов, производящих полупроводники. Только на долю TSMC и Samsung приходится около 75% доли мирового рынка. Такой «перекос» не позволяет остальным участникам производственных цепочек адаптировать их под изменившиеся условия: они все находятся в позиции зависимых.
Относительная глобальность
Беда с полупроводниками только в масштабах автомобильной отрасли кажется огромной. Однако на общем фоне продаж выручка от них не превышает и десяти процентов. У гиганта TSMC автомобильные чипы умещаются в 3%. С такими цифрами недостача микрочипов лежит где-то за рамками первостепенной важности для их производителей. Им интереснее снабжать рынки мобильных телефонов, компьютеров и так называемого «интернета вещей» – умной бытовой техники.
Еще один важный нюанс – в особенностях электроники для автомобилей. Технологии ее производства находятся на шаг позади остальных рынков сбыта, потому требуют дополнительных средств на содержание отдельных линий сборки.
Какие сегменты авторынка страдают сильнее
Сегодня нехватка электронных компонентов заставляет останавливать конвейеры большинство автопропроизводителей. Причем представительские сегменты страдают сильнее, ведь электроники в машинах премиального класса несравнимо больше. Часть рыночных игроков уже пересмотрели комплектации некоторых моделей и предлагают их упрощенные варианты, лишенные некоторых базовых опций (например, мультимедиа систем). Среди инновационных часто недоступны некоторые модификации фар, панорамные крыши, обогрев лобового стекла, камеры кругового обзора, пневмоподвеска, а также дисплеи и даже беспроводная зарядка.
Предпосылки политического толка
В сложившимся дефиците есть предпосылки политического толка. Азиатский рынок на время получил преимущество в виде мощного рычага, с помощью которого он по своему желанию выкидывает на рынок партию электроники, а «узкое место» в недостаче компонентов обосновывает любой рост цен.
Так, уже осенью TSMC анонсировал зимнее повышение цен: на 20% вырастут микросхемы «попроще» и на 10% – более современные варианты. Свои ценники уже переписал и другой полупроводниковый гигант Samsung Electronics. Очевидно, что в 2022 году на фоне сохраняющегося кризиса компонентов нас ждет очередное их удорожание.
Интересно, что представители TSMC неоднократно называли масштабы кризиса надуманными, заявляя, что нехватка чипов вызвана желанием некоторых на этом заработать. По этой версии получается, что между конвейером с электроникой и автомобильными заводами действует глобальный клан перекупщиков, встроенных в производственные цепочки для спекуляции на фоне искусственно созданной нехватки.
Развитие кризиса микрочипов останется главным сдерживающим фактором развития всей мировой автоиндустрии в течении 2022 года
Согласно прогнозу The Boston Consulting Group (BCG), мировой дефицит компонентов приведет к сокращению производства автомобилей на 7-9 млн машин по итогам 2021 года. Это в свою очередь эффектом домино ляжет на все сферы автомобильного бизнеса. И как это бывает, самые крупные дыры несходящейся экономики закроет своими деньгами покупатель.
Перспектива повторения пережитого сценария 2021 года в течение всего 2022 года уже нашла отражение в финансовых отчетах мировых аналитиков. Так, глава BMW Оливер Ципс солидарен с неутешительными прогнозами на весь 2022 год. Специалисты JPMorgan увидели перспективы оздоровления рынка ближе к середине 2023 года. Со стороны некоторых марок (например, Daimler) озвучен прогноз дальше 2023 года, до конца которого производители не смогут сократить увеличившееся время ожидания своих машин клиентами. Глава концерна Volkswagen Герберт Дисс считает, что «узкое место» нехватки полупроводников не решится простым возвращением к прежнему объему производства. Меняющийся мир с увеличением его компьютеризации требует все больше микросхем, поэтому количество мощностей электроники должно быть кратно больше в разы.
Однако ослабление кризиса электроники не только в 2022, но и даже по окончании 2023 года слишком оптимистичным прогнозом считает руководитель отдела полупроводниковой промышленности Deloitte Брэндон Кулик. По его словам, дефицит будет продолжаться бесконечно.
Прогнозы российской автоотрасли в 2022 году
В России свои конвейеры попеременно закрыли все главные заводы, а летом государство впервые разрешило не устанавливать комплексы ЭРА-ГЛОНАСС. Машины без системы слежения сейчас ставят на специальный учет, чтобы впоследствии дооснастить их за счет производителей. Некоторые модели LADA лишились мультируля и магнитолы по той же причине дефицитной электроники.
Будущее российского рынка микрочипов находится в более зависимом положении, чем у его европейских коллег. По оценкам аналитиков, доля полупроводников, произведенных в РФ, не превышает и 0,5% от общемирового объёма, причем речь идет о так называемых экстремальных версиях электроники, рассчитанной не для машин или телефонов, а для военных нужд. Что касается конкретно автомобильной электроники, то 90% необходимых полупроводников у нас завозные.
В недавнем интервью замглавы Минпромторга РФ Василий Шпак заявил, что мировой дефицит автоэлектроники формирует возможности для создания в России собственных производств. Так, в начале декабря предложение разместить производство электронных автокомпонентов на территории особой экономической зоны «Тольятти» было озвучено губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым.
Очевидно, что для решения этого вопроса важна роль инвестиций, а они любят долгие прогнозы – их отрасль дать не может. Государственная помощь пока не оформлена в конкретную инициативу. Можно предположить, что проблемы с полупроводниками в нашей стране решатся только как следствие общего выхода из кризиса мировой автоотрасли в 2030 году. До этого мы вероятнее всего будем находиться в позиции догоняющих.