Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные автомобили в октябре 2021 года и за последний год. Из первой 20-ки моделей в абсолютных цифрах больше всех за месяц увеличилась цена Kia K5 – почти на 100 тысяч. В то же время за год в процентном отношении сильнее всех подорожала «Лада Нива» – почти на четверть или на 150 тысяч рублей.
По итогам октября 2021 года в топ-20 наиболее востребованных моделей автомобилей сильнее всего выросла средняя цена на седан Kia K5. Она составила 2,21 миллиона рублей, что означает рост почти на 100 тысяч рублей. Столь значительная, всего за 31 день, прибавка объяснима в первую очередь высокой популярностью этой машины: за 10 месяцев было продано 26,4 тысячи «штук». Любые другие представители того же размерного класса (соплатформенная Hyundai Sonata, Mazda 6, Volkswagen Passat) продаются как минимум на порядок в более скромных объемах.
Очень заметно (до 1 107 400 рублей) увеличилась средняя цена за месяц и у другого автомобиля корейской марки – Kia Rio. Рост составил 3% или 30 тысяч рублей. Интересно, что другие представители B-класса, также традиционно оказывающиеся в топ-20 наиболее востребованных моделей нашего рынка, «прирастали» в цене не столь весомо. Так, «Лада-Гранта» прибавила почти девять тысяч рублей (+1,29%) и стоит 697,6 тысяч, «Лада-Веста» – 1, 041 миллиона рублей (+1,17% или 12 тысяч). В то же время по Volkswagen Polo (1,208 миллиона), Skoda Rapid (1,171 миллиона) и по двум Renault – Logan (922,6 тысячи) и Sandero (964 тысячи) средние цены ничуть не выросли. Более того, по Hyundai Solaris можно было наблюдать даже небольшое (в пределах 18 тысяч рублей или 1,7%) снижение средней цены – до 1,039 миллиона рублей. Похоже, что дистрибьютор корейской марки на фоне общей нехватки других машин решил немного увеличить долю рынка по этой модели. По Hyundai Solaris сейчас почти не наблюдается дефицита, по крайней мере, у московских дилеров. В свою очередь в классе компактных кроссоверов наиболее подорожавшим за месяц автомобилем оказалась Toyota RAV4. Здесь ценники прибавили 50 тысяч рублей (+1,9%), а средняя цена за октябрь составила 2,686 миллиона рублей. Российские LADA Niva Legend, LADA Niva Travel и LADA XRAY прибавили по 12-14 тысяч рублей. На этом фоне подорожание Hyundai Creta всего на 3,4 тысячи рублей (до 1,497 миллиона) выглядит как подарок. А неизменность цен за месяц на Kia Sportage, Skoda Karoq и Volkswagen Tiguan – как ошибка маркетологов. Впрочем, например, в Volkswagen ее уже поспешили исправить. По информации дилеров марки, на днях в шоу-румах уже стали появляться кроссоверы Tiguan c увеличенными на 50 тысяч рублей ценниками, а топовые версии этой модели (R Line 220 л.c.) не отдадут дешевле 3,27 миллиона рублей.
Динамика средних цен на топ-20 моделей за октябрь 2021 года *
Марка и модель | Средняя цена в сентябре 2021 | Средняя цена в октябре 2021 | Динамика за год: октябрь 2021 /сентябрь 2021 |
KIA K5 | 2 111 900 | 2 211 150 | 4,70% |
KIA RIO | 1 077 400 | 1 107 400 | 2,78% |
TOYOTA RAV4 | 2 635 500 | 2 685 500 | 1,90% |
LADA 4x4 (LEGEND) | 775 800 | 790 200 | 1,86% |
LADA LARGUS | 916 082 | 928 082 | 1,31% |
LADA GRANTA | 688 780 | 697 646 | 1,29% |
LADA NIVA (TRAVEL) | 913 500 | 924 500 | 1,20% |
LADA VESTA | 1 029 054 | 1 041 054 | 1,17% |
LADA XRAY | 952 991 | 963 733 | 1,13% |
RENAULT DUSTER | 1 320 643 | 1 334 857 | 1,08% |
HYUNDAI CRETA | 1 493 313 | 1 496 750 | 0,23% |
VOLKSWAGEN POLO | 1 208 400 | 1 208 400 | 0,00% |
SKODA RAPID | 1 171 136 | 1 171 136 | 0,00% |
VOLKSWAGEN TIGUAN | 2 576 823 | 2 576 823 | 0,00% |
KIA SPORTAGE | 2 136 567 | 2 136 567 | 0,00% |
NISSAN QASHQAI | 1 988 400 | 1 988 400 | 0,00% |
RENAULT LOGAN | 922 636 | 922 636 | 0,00% |
SKODA KAROQ | 1 843 836 | 1 843 836 | 0,00% |
RENAULT SANDERO | 964 000 | 964 000 | 0,00% |
HYUNDAI SOLARIS | 1 057 056 | 1 039 091 | -1,70% |
Источник данных: Russian Automotive Market Research
NIVA – плюс 150 тысяч. Кто больше?
В свою очередь, если сравнить изменение средних цен на эти же модели в течение 12 месяцев с октября 2020 года, то картина аппетитов дистрибьюторов и дилеров будет иная. Лидером по росту ценников оказалась LADA Niva Legend. В среднем в октябре 2021 за нее просили от 790 200 рублей, что на 150 тысяч (+23,3%) больше, чем год назад. «Труженик» универсал LADA Largus прибавил 23,1%, кроссовер Renault Duster – 22,4%, хэтчбек Renault Sandero – 21,6%. От 12 до 18% увеличились цены других автомобилей, входящих в топ-20 по популярности. И только рост прайса Hyundai Solaris решили удержать в рамках 9,08%.
Динамика средних цен на топ-20 моделей за 12 месяцев с октября 2020 года *
Марка и модель | Средняя цена в октябре 2020 | Средняя цена в октябре 2021 | Динамика за год: октябрь 2021 /октябрь 2020 |
LADA 4x4 (LEGEND) | 640 650 | 790 200 | 23,34% |
LADA LARGUS | 753 509 | 928 082 | 23,17% |
RENAULT DUSTER | 1 090 250 | 1 334 857 | 22,44% |
RENAULT SANDERO | 792 857 | 964 000 | 21,59% |
RENAULT LOGAN | 782 857 | 922 636 | 17,85% |
KIA K5 | 1 881 900 | 2 211 150 | 17,50% |
KIA RIO | 952 173 | 1 107 400 | 16,30% |
SKODA RAPID | 1 009 685 | 1 171 136 | 15,99% |
HYUNDAI CRETA | 1 292 417 | 1 496 750 | 15,81% |
LADA VESTA | 899 462 | 1 041 054 | 15,74% |
NISSAN QASHQAI | 1 729 868 | 1 988 400 | 14,95% |
KIA SPORTAGE | 1 859 329 | 2 136 567 | 14,91% |
VOLKSWAGEN POLO | 1 053 400 | 1 208 400 | 14,71% |
SKODA KAROQ | 1 610 125 | 1 843 836 | 14,52% |
LADA GRANTA | 609 328 | 697 646 | 14,49% |
VOLKSWAGEN TIGUAN | 2 262 571 | 2 576 823 | 13,89% |
LADA XRAY | 850 500 | 963 733 | 13,31% |
LADA NIVA (TRAVEL) | 820 400 | 924 500 | 12,69% |
TOYOTA RAV4 | 2 397 200 | 2 685 500 | 12,03% |
HYUNDAI SOLARIS | 952 583 | 1 039 091 | 9,08% |
Источник данных: Russian Automotive Market Research
Надо брать!
Денис Мавланов, эксперт маркетплейса Банкавто
«Будет только дороже», – такими словами дилеры новых автомобилей продолжают чаще всего мотивировать покупателей к покупке. И в таком способе создания срочности есть своя правда. Однако похоже, что в вопросах ценообразования наконец начинают работать рыночные законы, а не только аппетиты продавцов. Хорошо заметно, что простой производств, например, в Москве и Тольятти приводили к наиболее серьезному росту цен в шоу-румах LADA и Renault. Росли аппетиты и тех дистрибьюторов, кто замечал резкий рост продаж их моделей.
В декабре авторитейлеры не ожидают серьезного улучшения ситуации с дефицитом, но и значительного (более чем в 1-2%) повышения цен на модели из наличия не планируется. Более того, иные импортеры из опасения потери доли рынка традиционно начали привлекать клиентов подарками, как, например, зимние шины и возобновления компенсаций по trade-in. Все это означает, что при стабильности курса рубля машину в конце ноября и в декабре можно будет купить немного дешевле чем, в октябре-ноябре.
Кроме того, указания дистрибьюторов по продажам многие дилеры, если и не смогут полностью выполнить, то как минимум постараются минимизировать расхождение в показателях план/факт. Автомобилей в салонах в целом ряде марок, имеющих локальное производство, уже достаточно много, но их по-прежнему пока стараются отдавать только с большим количеством опций и финансовых продуктов. Однако необходимость выполнения годовых планов по «штукам» наверняка приведет к тому, что дилеры в декабре станут сговорчивей.
* Средняя цена получена на основании реальных сделок в дилерских центрах и цен, представленных на классифайдах.