Об особенностях выхода на российский рынок иностранных ETF, расширении возможностей российских фондов и защите частных инвесторов рассказала в интервью «Ъ» директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова.
— В каком состоянии вопрос неспонсируемого допуска западных ETF на российские биржи?
— В июне были приняты изменения в законодательство, предусматривающие возможность неспонсируемого допуска ценных бумаг ETF к публичному обращению на российских биржах. Банк России в развитие закона разработал указание, по которому такие ETF будут доступны на российских биржах с 1 апреля 2022 года.
Российские розничные инвесторы вместо покупки отдельных иностранных ценных бумаг смогут приобретать доли в диверсифицированных портфелях ETF, риски которых, как правило, ниже. Тем более на российский рынок будут допущены только крупнейшие иностранные фонды.
В течение последних полутора лет мы вели интенсивные консультации как с биржами, так и с российскими управляющими компаниями. И нам удалось достичь разумного баланса между расширением инвестиционных возможностей российских розничных инвесторов и защитой их от избыточных рисков.
— Участники рынка коллективных инвестиций жалуются, что зарубежные ETF окажутся в более выигрышном положении, чем российские БПИФы. Насколько оправданны эти претензии? Или это вызвано опасениями жесткой конкуренции со стороны более развитой западной индустрии?
— Нам удалось минимизировать различия между российскими БПИФами и иностранными ETF. Это касается требований к составу и структуре активов ETF, а также норм об обязательном ежемесячном раскрытии ключевого инвестиционного документа о допущенных ETF. Поэтому мы полагаем, что приход иностранных фондов будет стимулировать конкуренцию и появление новых финансовых продуктов на российском рынке коллективных инвестиций, а не приведет к перетоку инвесторов в ETF.
Надо сказать, что сегодня на российском рынке существует отдельный сегмент БПИФов, ориентированных исключительно на инвестиции в ценные бумаги ETF. В структуре активов 28 таких фондов, ETF составляют более 95%. Доля этих БПИФов от общих активов всех биржевых фондов составляет 18%. Вознаграждение управляющих компаний таких биржевых фондов составляет 0,15–1,2% от стоимости их активов. При этом инвесторы косвенно оплачивают и расходы на управление ETF, входящими в состав указанных БПИФов,— 0,03–0,75% от активов ETF.
Вероятно, при появлении возможности прямого инвестирования в иностранные ETF управляющие компании российских фондов с подобной структурой активов будут вынуждены либо снизить свои комиссии, либо изменить инвестиционную стратегию. Для того чтобы предоставить им время на адаптацию, и предусмотрен отложенный срок для неспонсируемого допуска ETF — с 1 апреля 2022 года. Учитывая темпы роста количества БПИФов на российском рынке, полагаем, что такой переходный период позволит российским управляющим компаниям усилить свои позиции на отечественном рынке.
— Будут ли распространяться на допущенные к торгам в России иностранные ETF налоговые льготы при владении такими ценными бумагами свыше трех лет?
— Сейчас налоговые льготы, предусмотренные для индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), распространяются в том числе и на иностранные ценные бумаги. При этом приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов за счет имущества, учитываемого на ИИС, допускается только на организованных торгах российского организатора торговли.
Полагаем, что предоставление налоговых вычетов за счет средств бюджета должно стимулировать вложения в ценные бумаги российских эмитентов и финансировать российскую экономику. Сейчас обсуждается предложение о предоставлении правительству РФ полномочий определять критерии иностранных ценных бумаг, в отношении которых инвестиционные налоговые вычеты предоставляться не будут.
— Стоит ли ждать введения каких-то дополнительных ограничений на обращение западных ETF? Например, по составу и структуре активов?
— Такие дополнительные ограничения нами уже предусмотрены. В частности, стоимость активов ETF должна составлять не менее 100 млрд руб. По экспертным оценкам, этому критерию в мире соответствуют приблизительно 450 крупнейших ETF. Также структура активов ETF должна соответствовать концентрационным ограничениям — вложения в ценные бумаги одного эмитента не могут превышать 20% активов,— а также учитывать лимиты на инвестиции в производные финансовые инструменты — не более 20% от активов ETF.
Кроме того, предусматривается запрет на допуск к публичному обращению в России ETF, ценные бумаги которых недоступны неквалифицированным инвесторам в стране регистрации таких фондов.
— Как будет решаться вопрос ликвидности, которую обычно обеспечивает признанный провайдер ETF? Как в условиях возрастания волатильности на рынках будет решаться проблема справедливого предложения на покупку или продажу, которые такие провайдеры должны обеспечивать? Как будет решаться вопрос технического закрытия фондов, куда в таких случаях обращаться российским держателям?
— Чтобы обеспечить ликвидность ценных бумаг ETF, Банк России устанавливает повышенные требования к договору маркетмейкинга таких фондов. Так, маркетмейкеры должны будут подавать в течение каждой торговой сессии заявки, общий объем которых не может быть менее трехмесячного среднего дневного объема сделок с ценными бумагами иностранных фондов на российской бирже, по цене, отклоняющейся от расчетной цены ETF не более чем на 3%.
Также маркетмейкеры смогут поддерживать ликвидность российского рынка ETF и после уведомления о планируемом прекращении существования фонда до прекращения торгов их ценными бумагами на зарубежных рынках. После такого прекращения инвесторы смогут получить выплаты в ходе процедуры ликвидации ETF, определенной зарубежным правом, так же, как и при ликвидации иностранных акционерных обществ. Для облегчения этой процедуры Банк России предусматривает обязанность российской биржи, осуществившей неспонсируемый допуск ликвидируемого иностранного фонда, содействовать выкупу или погашению его ценных бумаг.
Несмотря на то что на практике ETF с объемом активов свыше 100 млрд руб. ликвидируются крайне редко, считаем, что инвесторам необходимо учитывать потенциальные риски, связанные с подобным сценарием при приобретении этих ценных бумаг.
— Какие меры для стимулирования развития российских биржевых фондов планируются ЦБ, в том числе для расширения номенклатуры фондов? Планируете расширять перечень индексов, доступных для создания БПИФов?
— Банк России поддерживает развитие российских инструментов коллективного инвестирования и диверсификацию их инвестиционных стратегий. С 1 февраля 2022 года с введением новых требований к правилам доверительного управления БПИФами станет возможна выплата текущего дохода по их паям. Это повысит их привлекательность, потому что инвесторы смогут получать промежуточный доход, не погашая паи, и сократить свои инвестиционные издержки.
Кроме того, до 1 апреля 2022 года планируется расширить перечень индексов, при следовании которым концентрационный лимит на инвестирование активов БПИФ будет увеличен с 13% до 20%, что расширит инвестиционные возможности российских фондов.
Чтобы снизить административную нагрузку на участников рынка, мы совместно с ними прорабатываем вопрос о целесообразности и порядке применения в деятельности наших фондов одновременно двух показателей: расчетной стоимости пая и расчетной цены, так называемой iNAV, которая считается биржей внутри дня.
— В России почти отсутствуют сырьевые БПИФы и другие нишевые категории фондов. Будет меняться регулирование в целях стимулирования появления таких категорий фондов? Насколько видите потребность в развитии и подобных категорий фондов за счет российских БПИФов или они будут покрыты западными ETF? Почему?
— Российское регулирование БПИФов, в том числе состава и структуры их активов, в целом соответствует международному опыту. Оно предоставляет управляющим компаниям наших фондов широкие возможности по формированию своих инвестиционных стратегий, ориентированных на инвестиции в разнообразные активы, допущенные к обращению на организованных торгах, включая сырьевые товары.
При этом лимиты на производные финансовые инструменты в активах БПИФов ограничивают возможности по реализации синтетических стратегий инвестиций в отдельные активы, популярные за рубежом при формировании нишевых ETF. Однако Банк России не планирует пересматривать указанное ограничение и предусмотрел аналогичную норму и для структуры активов ETF, допускаемых к обращению на российских организованных торгах. На наш взгляд, это снижает риски розничных инвесторов и помогает контролировать системный риск на финансовом рынке.
— Насколько возможно реализовать выдачу паев в валюте, о чем уже давно просят участники рынка?
— По действующему валютному законодательству это не разрешено. При этом на организованных торгах могут осуществляться операции купли-продажи инвестиционных паев российских ПИФов в иностранной валюте, если правила таких фондов предусматривают выплату денежных компенсаций при погашении паев и выплату доходов по паям в валюте.
Российские управляющие компании действительно предлагают внести изменения в законодательство и предоставить возможность выдавать инвестиционные паи ПИФов в иностранной валюте. Однако мы не поддерживаем эту идею. По нашему мнению, расширение операций с инвестиционными паями в иностранной валюте, как и в целом расширение использования иностранной валюты во внутрироссийских расчетах, создает дополнительные риски финансовой стабильности.
Виталий Гайдаев
«Коммерсант», 26.11.2021