В последние 3 года рынок показал стремительную динамику роста онлайн-выдач POS-кредитов: доля онлайн-каналов в общих продажах POS-кредитов выросла с 6% в 2019 году до 17% в 2021. Онлайн-продажи POS-кредитов в Почта Банке за 9 месяцев этого года выросли на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., а количество заявок на такие кредиты увеличилось почти на 20%.
Основными драйверами роста web-канале стали рост среднего чека и активное развитие новых сегментов e-commerce, в частности онлайн-кредитов на образование, одежду, строительство загородного дома. Эксперты Почта Банка ожидают в ближайшие 2 года бурный рост pos-кредитования именно в сегменте электронной коммерции. Растет и средний чек онлайн покупки, и — как следствие — средний размер кредита в web-канале (в сравнении с прошлым годом он вырос на 10% и составил 47 тыс. рублей).
Рынок e-com стабильно растет на протяжении последних лет. В 2020 году доля онлайн-торговли составила 9% от всего рынка ритейла (в 2019 году — 6%). За 2020 год в России было сделано 830 млн заказов в интернет-магазинах, это на 78% больше, чем в 2019 году. В 2021 году тенденция роста рынка e-commerce сохраняется, и согласно прогнозам, доля онлайн-торговли составит уже 12% от рынка ритейла, а в 2025 году будет равна 26% и в денежном выражении достигнет 10,9 трлн руб. Фактически, каждый второй россиянин покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 77% онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в месяц, а почти четверть — 23% онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в неделю. При этом рынок web-pos кредитования в 2021 растет еще более высокими темпами, чем рынок e-сom в целом (55% vs 41%).
Мощный стимул росту продаж в онлайн-канале дал выход в новые для POS-кредитования сегменты — кредиты на образование, покупку одежды и обуви, строительство загородного дома. «Мы активно развиваем сотрудничество в этом направлении. Сейчас ведем переговоры с рядом крупных ритейлеров в сегменте e-commerce и в ближайшее время начнем выдавать POS-кредиты на ведущих маркетплейсах. В этом и следующем годах помимо уже традиционных категорий (электроника, бытовая техника, мебель, строительные материалы), фокус будет направлен на такие сегменты, как одежда и обувь, спорттовары, медицина и образование. Дополнительным импульсом является развитие POS-кредитования в интернет-гипермаркетах и маркетплейсах. Уверен, именно эти сегменты и станут основными драйверами онлайн-выдач товарных кредитов в ближайшие 2-3 года», — отметил вице-президент, директор по развитию партнерской сети Почта Банка Андрей Павлов.
Стремительному росту онлайн продаж POS-кредитов Почта Банка способствовал также целый ряд внедрений и технологических разработок. В частности, развитие технологий получения заявок в e-commerce, короткой и удобной анкеты заемщика и автоматического скоринга, а также технологии подписания документов прямо в интернет-банке с помощью простой электронной подписи. Также еще в прошлом году банк запустил технологию подписания договоров в почтовых отделениях. Благодаря этому оформить кредит на покупку товара в интернет-магазине можно в ближайшем клиентском центре банка или почтовом отделении. Это позволило банку создать самую массовую в стране сеть POS-кредитования и существенно нарастить долю банка в региональных и локальных партнерах.
По данным Frank RG, Почта Банк стабильно занимает первое место по размеру портфеля POS-кредитов. По итогам августа портфель составил 41,3 млрд рублей. Доля Почта Банка в этом сегменте составляет 18,6%.