Оборот по картам клиентов ВТБ за границей за первую половину сентября увеличился в два раза к аналогичному периоду прошлого года и достиг 1,8 млрд рублей. По сравнению с допандемийным периодом показатель пока остается ниже на треть, хотя в отдельных странах расходы выросли к уровню 2019 года.
Лидирующим направлением для отдыха россиян этой осенью стала Турция, где клиенты ВТБ потратили 370 млн рублей. Это на 21% больше, чем годом ранее, и в 1,5 раза выше 2019 года. Транзакции на 245 млн рублей держатели карт ВТБ совершили в Италии — в 2,5 раза больше 2020 года и вдвое меньше, чем за этот же период до пандемии. В тройку лидеров вошла Греция, где за две недели объем трат составил 120 млн рублей, что лишь на 15% меньше допандемийного показателя. Четвертую строчку занимает Кипр (111 млн рублей, на четверть выше 2019 г.), а пятую — Испания (86 млн, вдвое больше, чем год назад).
В топ-10 также вошли Белоруссия (+ 85% к 2020 году), США (рост в 3 раза), Франция (+4%), Германия (+79%) и ОАЭ (рост в 4,8 раза).
Наибольший объем трат за рубежом пришелся на шопинг: в магазинах одежды и обуви он составил более 670 млн рублей — вдвое больше, чем годом ранее. Еще 415 млн клиенты направили на размещение в гостиницах, что в 2,3 раза превышает прошлогодний показатель. На третьем месте среди статей расходов — покупки в супермаркетах: свыше 270 млн рублей (+65% к 2020 году).
В ресторанах и барах за границей клиенты ВТБ оставили еще более 230 млн рублей (рост в 2,5 раза год к году), а траты на оплату экскурсионных программ выросли в 2,3 раза и достигли уровня 2019 года. Туристы стали чаще выбирать самостоятельные автопутешествия: траты на аренду авто и мотоциклов за рубежом увеличились в 4,3 раза, а на топливо для них — на 67%. В 1,5 раза больше клиенты банка направили на покупку авиабилетов за границей, вдвое выросли траты на развлечения.
«Международный туризм постепенно начинает восстанавливаться, однако уровня допандемийного 2019 года объемы трат за рубежом пока не достигли. Это связано в том числе с недоступностью для россиян ранее популярных азиатских направлений. К примеру, Таиланд в сентябре демонстрирует спад расходов на треть по сравнению с прошлым годом и в 10 раз — к 2019 году. При этом страны, открывшие свои границы для россиян раньше других, — Кипр, Албания, Мексика, Сербия, Хорватия, Куба, Сейшельские острова и другие — увеличили турпоток из России даже по сравнению с допандемийными показателями. Международные перелеты открываются в том числе из многих региональных аэропортов, и мы ожидаем, что в случае стабилизации эпидемиологической ситуации в мире объем туристических трат может вернуться к допандемийному уровню уже в следующем году», — комментирует главный аналитик розничного бизнеса ВТБ Сергей Дырин.
Наиболее заметно в «бархатном сезоне» выросли траты москвичей и петербуржцев — столичные клиенты в сентябре направили на отдых за границей 916 млн рублей, в 2,2 раза больше, чем в прошлом году, а петербуржцы — 180 млн рублей (рост в 2,3 раза).