Сергей Власов, эксперт маркетплейса Банкавто (платформа РГС Банка) дал экспертную оценку ситуации с дефицитом полупроводников на мировом авторынке и сравнил подходы России и других стран к решению этого вопроса, одинаково волнующего автопроизводителей, дилеров и автовладельцев.
В очереди за микрочипами автоконцерны вторые
Проблема кризиса микрочипов – в «узком месте» между монополизированной отраслью (тайваньская компания TSMC владеет почти всеми мировыми мощностями полупроводников) и огромным спросом, на который наложились обстоятельства непреодолимой силы. Пандемия, пожар на фабрике в Японии и холода в Техасе на фоне нестабильной финансовой ситуации после локдаунов и роста криптовалютной истерии дополнили картину кризиса.
Важную роль в кризисе полупроводников сыграли рынки сбыта. Немногочисленным производителям жизненно необходимо работать на того, кто больше потребляет, то есть на компании, изготавливающие электронику. Автоконцерны были всегда на вторых ролях в системе распределения микрочипов, их недостача коснулась сильнее. GM, Ford, Volkswagen, Honda, Volvo, Nissan, Fiat Chrysler, Mitsubishi притормаживают сборочные линии с весны этого года и пока позитивных прогнозов нет. BMW и Volkswagen при этом уже объявили о сокращении годовых объемов выпуска новых моделей почти на 100 000 автомобилей. Согласно прогнозу Boston Consulting Group (BCG), снижение выпуска автомобилей из-за глобального дефицита полупроводников в этом году может составить от 7 до 9 млн единиц.
Необходима децентрализация производства
Остановка сборочных линий до недавнего времени была главной новостью в повестке западных компаний, а с начала лета конвейеры стали затормаживать и у нас. Калужский завод Volkswagen в прошлом месяце уходил в отпуск на 3 недели. Последнюю неделю августа стоял тольяттинский завод «АвтоВАЗ», и проблема отсутствия электронных компонентов все еще не решена. Скорее всего, нехватка электроники перешла в хроническую стадию, и в следующем году ситуация не разрешится.
Сильная привязанность к азиатскому рынку как главному поставщику полупроводников подвела остальной мир к тотальному дефициту, решить который получится на данном этапе только децентрализацией производства микрочипов. По этому пути уже пошли в Японии и Европе, где решили начать с организации собственного производства, которое перекроет недостаток завозных деталей. В Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. В России этот вопрос на государственном уровне не рассматривается, и полупроводники в обозримом будущем будут поступать к нам как раньше – через границу, а теперь еще и по остаточному принципу.
«Супербазовые» комплектации и простой конвейеров ждут нас и в 2022-ом
Нехватка полупроводников сильно ударила по рынку в том числе и из-за их повсеместного применения. Невозможно представить современный автомобиль, лишенный всякой электроники, микрочипы есть почти в любом электронном блоке. По статистике, дефицитные компоненты затрагивают около 60% опций во всех новых машинах. Это, например, проекционные дисплеи, блоки связи автомобиля с гаджетами, всевозможные электронные ассистенты вроде слежения за рядностью движения, а их в современных машинах часто больше десятка.
В связи со сложившейся ситуацией некоторые производители пошли на временные меры и выпускают автомобили в «супербазовых» комплектациях, с минимальным набором самого необходимого. Такое уже практикует VAG на машинах для американского континента, оставленных на конвейере. Также многое зависит от запасов электроники на складах производителей. У некоторых марок все комплектующие поставляют к моменту выпуска – они почувствовали дефицит первыми.
Отечественные заводы сейчас ждут микросхемы примерно 60 недель, причем гарантий недопоставки нет. То есть конечные партии могут прийти в недостаточном количестве, причем по цене выше прежней. Некоторые компоненты из числа поставок невозможно исключить: например, блоки ABS есть во всех машинах, без них нельзя.
Из-за дефицита комплектующих автоконцернам даже временно разрешили не ставить на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС, но обязали дооснастить их, когда проблема с чипами закончится (пока есть оптимистичная дата – до 30 июня 2022 года). Предположим, что в 2022 году нехватка чипов сохранится, значит, остановка производства на отечественных заводах не последняя и станет регулярной.
«Дефицитные» цены
По информации некоторых дилеров, заказанные автомобили в начале года приходилось ждать около 5 месяцев, а теперь этот срок увеличился до 7. При этом очереди растянулись на все марки, от бюджетных до премиальных, ведь детали электроники везде одни.
То есть если в прошлом году цены на автомобили начали переписывать, когда салоны быстро опустели из-за отложенного спроса после пандемии, то теперь очереди за автомобилями растягиваются из-за отсутствия деталей. Это весомый повод прибавить к ценнику еще, видя многократное превышение спроса над предложением. Благодатные условия для роста стоимости дополнены нестабильным курсом нацвалюты, подорожавшими комплектующими, а также рисками самих дилеров, которые опасаются снижения продаж и хотят компенсировать недостачу прибыли.
Прогноз на 2022 год неутешительный: дефицит электроники останется, заставляя производителей адаптировать комплектации или нажимать на кнопку остановки конвейера. Цены также продолжат расти: последствия пандемии сменит дефицит предложения, который станет главным драйвером подорожания.