ЗА СЛЕДУЮЩИМ СОКРОВИЩЕМ ЕДЕМ В ТУМУ

Новости Прио-Внешторгбанка


До сих пор во многих публикациях перепечатывается миф, что храм расписывали ученики Виктора Васнецова, но документального подтверждения этому нет. И всё же это нисколько не умоляет художественной ценности росписей храма, заметила искусствовед Мария Зайцева, которая сопровождала нас в Туме: напротив, художественное пространство получилось очень гармоничным.
— История храма берёт начало ещё в XVII веке. Тогда постройка была деревянной, но в 1823 году на месте обветшавшего храма начинается возведение каменного. А вот полностью расписан храм был только в 1910 году.
Фрески во многом повторяют росписи Владимирского собора в Киеве, которые действительно созданы известными художниками — В.М. Васнецовым и М.В. Нестеровым.
— Программа фресковой росписи, что во Владимирском храме, что здесь, в Туме, подразумевает рассказ об особой роли русского народа в священной истории. Но учитывая более камерный характер поселкового храма, наши мастера отказались от картины «Страшного Суда», которую обычно помещали на западной стене. Вместо этого слева от входа — копия с картины «Проповедь Иисуса Христа у Геннисаретского озера» Генриха Гофмана, а справа — с «Явления Христа народу» Александра Иванова. Если подлинник последней можно увидеть в музее, то картина Гофмана погибла во время Второй мировой войны, — щедро делится подробностями Мария Зайцева.
Эти картины символизируют начало служения Христа. Продвигаясь к алтарной части и рассматривая фрески, прихожане постепенно узнавали весь жизненный Спасителя и историю  его воскресения. Кульминация - «Радость праведных о Господе». Это копия работы Васнецова. Её цель — вовлечь и самих прихожан в христианскую историю.
Есть в этом храме необычный образ Божьей Матери — снова копия с васнецовской работы. Художник изобразил её на троне, хотя обычно принято поясное изображение. Положение рук, поворот головы подсказала крестьянка с ребёнком, которую он увидел в подмосковном Абрамцеве. Бесконечная материнская любовь отражается в её позе.
Будете в храме — обязательно посмотрите справа от алтаря скульптуру «Спаса Полунощного», или «Христа в темнице». Вокруг неё специально делали клетку,  потому что она изображает заточение Христа в темнице после пыток: он ждёт восхождения на Голгофу и размышляет о смерти. Производит невероятное впечатление, хотя в тумском храме клетка не сохранилась.
— Она действительно была, — припомнил отец Михаил. — Но мы вынуждены были её выкинуть, потому что она ужасно обветшала. А ещё видите, Христос одет. Ведь в реальности он никогда не носил такие одежды. Перед восхождением был в набедренной повязке. Мы даже думали одежды эти снять, но тут случился второй тумский «бунт» — люди воспротивились...
Уточнение «второй» не случайно. В 1920-ом году прихожан не пустили в храм. Представители власти их и слышать не хотели, тогда тумчане пошли на хитрость: «Не разрешаете молиться — выходим из колхоза!» В итоге службы здесь шли до 1941 года.  Только во время войны был склад продовольствия.
Расскажет вам отец Михаил и про удивительный иконостас из белого каррарского мрамора в алтарной части.
— Разбирая документы, мы выяснили, что он был заказан ещё до революции, да так и стоял нераспечатанный в коробках, когда грянула буря 1917 года. Вероятно, тумчане увидели его, когда поехали заказывать плитку у итальянцев, открывших производство в Харькове. Думаю, было тогда негласное соперничество с прихожанами Троицкого Храма в Гусе-Железном, вот и не захотели уступать. И ведь сохранился до наших дней!
Ну, как, захотелось уже посмотреть на это? Поверьте, это действительно впечатляюще. Посетив храм, совершите уважительный обход его снаружи — а вдруг найдёте и наш маленький клад-сюрприз. Намёк поняли?
Читать на сайте банка: Прио-Внешторгбанк

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях