ВТБ и ВЭБ.РФ предоставили первые средства (2,4 млрд рублей) для финансирования проекта строительства нового выезда из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд»).
Привлечение кредитных средств в размере 11,6 млрд рублей организовано с использованием механизма «Фабрика проектного финансирования», оператором которого выступает ВЭБ.РФ. Условия финансирования закреплены в соглашении о предоставлении синдицированного кредита, заключенном между концессионером проекта ООО «Башкирская концессионная компания», банком ВТБ и ВЭБ.РФ в июле 2020 года.
Строительство «Восточного выезда» реализуется в Башкирии в рамках заключенного в 2017 году концессионного соглашения между правительством Республики Башкортостан и ООО «Башкирская концессионная компания» (акционерами выступают ВТБ Инфраструктурный Холдинг и турецкий холдинг Limak Group). Срок концессии составляет 25 лет. Генеральным подрядчиком проекта выступает ООО «Лимакмаращавтодороги». Концессионным соглашением предусмотрено завершение строительства тоннеля протяженностью более 1,2 км, возведение мостового перехода через реку Уфа, строительство десятикилометрового участка скоростной платной автодороги с выходом на трассу М-5, а также создание автоматизированной системы управления дорожным движением.
Генеральный директор «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Олег Панкратов:
Сейчас «Восточный выезд» выходит на пик своей производственной и финансовой активности. Устойчивое, ритмичное финансирование, слаженная работа проектной команды, эффективная организация строительного процесса позволяют нам показывать хорошие результаты. Я уверен, что наш проект является хорошим примером инвестиций в качественную инфраструктуру. Это подтверждается и сертификацией IRIIS, которую «Восточный выезд» первым в стране прошел, получив статус достижения «Золотой», что доказывает, что реализуемые группой ВТБ в регионах проекты полностью соответствуют основным запросам общества на экологичность, экономическую эффективность и социальную значимость.
Первый заместитель председателя ВЭБ.РФ — член правления Николай Цехомский:
«Восточный выезд» стал первым концессионным проектом в городской экономике, получившим поддержку с использованием Фабрики проектного финансирования. Инструмент Фабрики даст проекту в Уфе финансовую стабильность, закроет риски роста ставок на всем его протяжении. Использование этого механизма позволяет реализовывать масштабные проекты в приоритетных секторах российской экономики. Создание современной транспортной инфраструктуры, новых рабочих мест, участие в развитии транспортно-логистического потенциала регионов, в том числе городской среды — приоритет для ВЭБ.РФ«.
Генеральный директор ООО «Башкирская концессионная компания» Асабали Закавов:
«С 2017 года проект финансировался из средств акционеров и капитального гранта. После подписания в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума в июне 2021 года прямого соглашения о представлении синдицированного кредита, а также оформления всей необходимой финансовой документации, мы можем сказать, что концессионер в лице „Башкирской концессионной компании“ обеспечил проект внебюджетным финансированием в полном объеме».
Справка
Новый выезд из Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» (Восточный выезд) — уникальный объект капитального строительства в транспортной системе России, в частности, Приволжского федерального округа и Республики Башкортостан. Проект реализуется в рамках концессионного соглашения, заключенного в 2017 году между Правительством Республики Башкортостан (концедент) и ООО «Башкирская концессионная компания» (концессионер). Акционерами ООО «Башкирская концессионная компания» являются ВТБ Инфраструктурный Холдинг и турецкий строительный и инвестиционный холдинг Limak Group. Группа ВТБ также финансирует строительство объекта в качестве одного из старших кредиторов. Генеральный подрядчик проекта — ООО «Лимакмаращавтодороги». Концессионное соглашение предусматривает завершение строительства автодорожного тоннеля, строительство мостового перехода через р. Уфа и скоростной автомобильной дороги, а также создание автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Ввод объекта в эксплуатацию запланирован в 2024 году.
ВТБ Инфраструктурный Холдинг ссылка — лидер на российском рынке инфраструктурных инвестиций. Реализует масштабные стратегические и коммерчески эффективные проекты на принципах государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также является крупнейшим инвестором в российскую инфраструктуру. Суммарно с 2007 года в инфраструктуру страны Холдинг привлек российских и иностранных инвестиций на сумму более $18 млрд, из них почти $6,5 млрд — кредиты и собственные средства группы ВТБ.
ВТБ Инфраструктурный Холдинг реализует полный спектр финансовых, юридических, строительных, эксплуатационных, девелоперских и технических задач в сфере инфраструктурных проектов.
ВЭБ.РФ — государственная корпорация развития. В партнёрстве с коммерческими банками и инвесторами участвует в реализации национальных проектов, в т.ч. в сфере высокотехнологичной промышленности, несырьевого экспорта, модернизации инфраструктуры и городских агломераций. Активы Группы составляют 3 255,2 млрд рублей, капитал — 719,2 млрд рублей, обязательства — 2 536,2 млрд рублей (по состоянию на 31 марта 2021 года). По решению Правительства России ВЭБ.РФ назначен координатором институтов развития: Российский экспортный центр, ЭКСАР, Росэксимбанк, Роснано, Фонд Сколково, Фонд развития промышленности, Фонд развития инфраструктурных программ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Корпорация МСП.