Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в интервью агентству Блумберг рассказала о вариантах действий регулятора на июльском заседании и в долгосрочной перспективе.
О решении 23 июля:
«Мы сейчас оцениваем, что с большой вероятностью повышение ставки будет необходимо, но уровень этого повышения действительно, наверное, будем обсуждать в широком диапазоне от 25 до 100 базисных пунктов. Сейчас было бы преждевременно говорить, где конкретно этот уровень повышения будет в июле, потому что мы должны будем готовиться к совету директоров, на совете директоров проанализируем все данные, что происходит с инфляцией, с инфляционными ожиданиями, уточним наш прогноз».
Об условности нейтрального диапазона:
«Наша политика остается пока мягкой несмотря на то, что мы находимся в диапазоне 5-6%, которые мы раньше обозначали как диапазон нейтральной ставки. Мы продолжаем придерживаться оценки, что этот диапазон остается нейтральным в долгосрочной перспективе, и этот диапазон соответствует тому, когда инфляция находится на уровне 4%, а экономика на своем потенциале».
«Сейчас инфляция выше, поэтому на наш взгляд, краткосрочная нейтральная ставка может находиться выше. Насколько — я думаю, такие оценки могут сделать наши эксперты. Но они будут достаточно условными, потому что краткосрочная инфляция, она действительно достаточно подвижна».
О возможности сдвига нейтрального диапазона к 7-8% при инфляции 6%:
«Не факт, что мы будем должны в этот диапазон обязательно войти, потому что мы уже предприняли решения по повышению ставки, и краткосрочные факторы, которые вызвали в свое время всплеск инфляции, их действие начинает уменьшаться. Поэтому инфляция, по тем оценкам, которые были до уточнения прогноза инфляции, начнёт снижаться концу года, но темпы снижения надо будет посмотреть, чтобы оценить, в какой диапазон мы можем попасть».
«Мы, безусловно, будем уточнять прогноз средней годовой ключевой ставки. Мы уточним этот диапазон, и я думаю, что он для экономических агентов даст больше информации, чем минимум и максимум».
«С большой вероятностью» оценка будет повышена.
О прогнозе по инфляции:
«Мы пересмотрим наш прогноз. По сравнению с предыдущим прогнозом это, конечно, будет повышение инфляции на конец года, сейчас не буду давать оценки. Это предмет обсуждения. Пока что мы видим данные по инфляции, которые не показывают её снижение.
Сейчас нет тенденции к её дальнейшему ускорению, но и значимой тенденции по снижению тоже нет».
О рисках из-за роста заражений Covid в РФ:
«Мы пока не видим таких ограничений, как полный локдаун, но такие ограничения могут повлиять на ситуацию в экономике. Влияние будет пока ограничено. Во-первых, мы не видим, чтобы это были тотальные ограничения, и второй фактор — это то, что экономика уже перестроилась и готова развиваться в условиях таких ограничений».
«Мы ситуацию с пандемией и ограничениями проанализируем в июле, это тоже один из факторов неопределённости, который может повлиять на наши оценки».
Об экспортных пошлинах на металлы:
«Это лучше, чем прямое административное установление цен, чем замораживание. Это конечно более гибкий инструмент, но на наш взгляд, он тоже должен быть относительно краткосрочным. Надо думать о долгосрочном механизме, который будет фискально нейтральным».
«Для того, чтобы смягчить влияние на внутреннюю экономику, это не должно быть так, что только во время конъюнктурного подъема бюджет забирает, а во время спада никак не реагирует.
Похожий механизм, как созданный для нефти, должен быть».
Андрей Бирюков и Анна Андрианова
Блумберг, 28.06.2021