Малый бизнес опасается нового локдауна, роста цен и падения потребительского спроса, показал опрос Райффайзенбанка. Жестких ограничений из-за ухудшения эпидемиологической ситуации боится каждый второй респондент. При этом прививку сделали только 18% предпринимателей, а еще 32% планируют вакцинироваться. Объявленные в Москве выходные никак не сказались на работе более чем половины компаний, несмотря на это большинство опрошенных оценили их негативно или скорее негативно.
Главными рисками для малого бизнеса в Москве предприниматели назвали падение доходов и потребительского спроса, угрозу нового локдауна и рост цен на товары, услуги и сырье.
Только 20% малых предприятий приостановили работу на неделе с 14 по 18 июня. Каждый десятый бизнес был вынужден отложить запуск проекта или сервиса. А еще 15% понесли убытки из-за выплаты зарплаты сотрудникам в эти дни. Также в список непредвиденных расходов вошли траты на медицину и убытки из-за потери крупного контракта. Однако 53% респондентов заявили, что для бизнеса в нерабочие дни ничего не изменилось.
«Малый бизнес активнее использует цифровые сервисы, что помогает работать непрерывно и даже в сложных условиях. Мы видим спрос на решение многих финансовых задач онлайн — от открытия ИП и первого расчетного счета до подачи сложных отчетов и общения с налоговой в личном кабинете. Мы стараемся перенести максимум рутинных процессов предпринимателей в онлайн, чтобы дать им возможность сосредоточиться на ключевых задачах бизнеса», — отметил Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка.
Несмотря на это, прививку от коронавируса COVID-19 сделали только 18% опрошенных владельцев и сотрудников малого бизнеса. Еще почти 32% планируют вакцинироваться. А 34% заявили, что выступают в принципе против прививок. Почти 14% бизнесменов вынуждены отказаться от вакцинации по медицинским показаниям, а около 3% заявили, что не имеют доступа к вакцинам.
Риск для новых оффлайн-проектов предприниматели оценивают как не слишком высокий — 27% считают, что запуск такого бизнеса возможен в ближайшие один-два месяца. Еще 20% готовы были бы отложить такой проект на полгода, а 30% — на один год или больше. При этом 24% предпринимателей считают, что оффлайн-проекты не стоит открывать вообще. Вместо этого нужно обратить внимание на онлайн-сервисы.
Главной мерой поддержки бизнеса предприниматели считают налоговые льготы или отмену некоторых выплат до конца этого года — этого хотят 60% респондентов. А 40% хотели бы избавиться от некоторых проверок и отчетов. Субсидии из бюджета нужны только каждому третьему, а в льготных кредитах нуждается четверть бизнесов.
Опрос проводился с 16 по 18 июня, в нем приняли участие более 500 владельцев и сотрудников малого бизнеса из Москвы и Московской области.
Райффайзенбанк является дочерней структурой Райффайзен Банк Интернациональ АГ. Райффайзенбанк — один из самых надежных российских банков, который создает финансовые решения для частных и корпоративных клиентов, резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Согласно данным «Интерфакс-ЦЭА», Райффайзенбанк занимает 10-е место по размеру активов по итогам 3 месяцев 2021 года, 7-е по объему средств частных лиц и 9-е по объему кредитов, выданных небанковскому сектору.
Райффайзен Банк Интернациональ АГ является ведущим корпоративным и инвестиционным банком на финансовых рынках Австрии и в странах Центральной и Восточной Европы. В Центральной и Восточной Европе Райффайзен Банк Интернациональ представлен на 13 рынках и предоставляет широкий спектр финансовых услуг, включая лизинг, управление активами и сопровождение сделок по слиянию и поглощению. Более чем 45 000 сотрудников обслуживают 17,4 млн клиентов более чем в 1 800 подразделениях, основная часть которых расположена в странах Центральной и Восточной Европы. Акции Райффайзен Банк Интернациональ зарегистрированы на Венской фондовой бирже.