Мошенники с каждым разом совершенствуют схему обмана со «звонком из полиции». Они действуют крайне уверенно и правдоподобно. Что делать, если поступил такой звонок, и какую информацию полицейский вправе узнать по телефону?
Как работает мошенническая схема?
Неизвестный звонит и представляется сотрудником МВД. После рассказывает примерно такую историю: «Сегодня в отделение банка пришёл ваш родственник. Он показал доверенность на право распоряжения вашими счетами и хотел снять все деньги. Но мы выяснили, что доверенность поддельная, и теперь хотим у вас уточнить детали».
Далее мошенник настоятельно рекомендует перевести деньги на «безопасный» счёт, выспрашивает реквизиты карты, CVV-/CVC-код, код из СМС, логин и пароль от интернет-банка/мобильного приложения. Совершает перевод денежных средств и просит код подтверждения продиктовать «роботу». Или предлагает зайти в отделение банка, снять всю имеющуюся сумму со счёта и через банкомат другого банка перевести средства. При этом предупреждает, что в банке о случившимся рассказывать нельзя, так там есть «человек, работающий с мошенниками».
Есть и другой вариант. Человек представляется сотрудником МВД и сообщает собеседнику, что на него, якобы, заведено уголовное дело по заявлению Банка России. Далее злоумышленник сообщает, что ведётся расследование, и выспрашивает у человека персональные данные и данные банковских карт. После похищает деньги со счетов используя выше названные схемы.
В чём опасность «звонка из полиции»
При упоминании слов «старший следователь», «уголовное дело», «потерпевший», «снять средства по доверенности» становится страшно, мозг переключается из спокойного режима в режим тревоги. В таком состоянии неподготовленный человек теряется, охотнее и послушнее выполняет инструкции других людей, особенно произносимые уверенным и холодным голосом.
Призываем вас никого не слушать по телефону и быть бдительными. Следователь обязательно лично придёт к собеседнику или пришлёт повестку.
Сведения о перемещениях денег на счетах физического лица являются банковской тайной. Доступ к ней можно получить только по решению суда. Поэтому маловероятно, что оперативник будет заниматься делом о мошенничестве без заявления потерпевшего. Также маловероятно, что полиция будет в курсе списаний и поступлений на вашу карту или на карту другого человека. И тем более полиция не будет переводить звонки в Центробанк или службу безопасности банка.
Может ли сотрудник полиции звонить человеку, который к нему не обращался
Законом не предусмотрено проведение каких-либо действий в «телефонном» режиме. Если сотрудник полиции захочет получить от гражданина какую-либо информацию, то по телефону он максимум может пригласить человека к себе для беседы или договориться, когда подъедет к нему сам.
Любая информация, которую человек сообщает сотрудникам силовых структур, обязательно оформляется письменно в виде протокола допроса или опроса, если его проводит настоящий оперативник.
Если же от человека требуются какие-либо действия, то процедура оформляется как оперативно-разыскное мероприятие. Например, передача кода доступа из СМС должна быть оформлена в виде оперативного эксперимента, или как снятие информации с технических каналов связи с вынесением постановления, или как судебное решение.
В случае звонка из полиции
1. Спросите у собеседника имя, фамилию и должность.
2. Уточните, из какого отделения звонит.
3. На сайте ведомства найдите телефон отделения и позвоните туда, узнать, работает ли такой сотрудник; если работает — попросить соединить с ним.
4. Если сотрудник с нужным именем и фамилией действительно существует, и с ним соединят — уточните, звонил ли он вам и по какому поводу.
При этом на просьбы сообщить какую-либо информацию лучше отвечать так: «Если у вас есть ко мне вопросы — вызывайте в установленном порядке на беседу».
Имейте в виду
Полиция не будет звонить, чтобы поговорить о вашем счёте в банке и утечках персональных данных, и точно не будет обсуждать такие детали по телефону. Подобные вопросы, как правило, обсуждаются при личной встрече.
Как защитить себя
- Не сообщайте никаких сведений о себе, банках, в которых Вы обсуживаетесь и средствах на счетах.
- Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего.
- Сразу заканчивайте разговор, если запрашивают полные данные карты, коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), логин, пароль от интернет-банка или мобильного приложения, код из СМС и др.
- После разговора позвоните в Банк по телефону: +7 (495) 411 00 00 (ежедневно с 9:00 до 21:00) и сообщите о случившемся, проверьте состояние своих счетов на предмет совершения каких-либо операций. В случае если инцидент произошел вне рабочее время, звоните по телефону +7 (495) 411 00 00 и следуйте инструкции автоинформатора для блокировки карты.