Эти данные Банк России получил по итогам мониторинга реализации страховыми компаниями рекомендаций регулятора по ограничению продаж страховых продуктов с инвестиционной составляющей. В частности, страховщикам рекомендовано проверять уровень знаний клиентов, используя специальные критерии, а также фиксировать факт проверки и ее результаты.
Но оказалось, что критерии, которые используют многие компании, достаточно формальны, имеют низкий порог прохождения и могут быть неоднозначно истолкованы. Часто критерии составлены таким образом, что практически любой потребитель может считаться знатоком сложных инвестиционных продуктов. А в ряде случаев сотрудники страховых компаний вносят ответы в проверочные анкеты за потребителя или оформляют договор на инвестиционный продукт, несмотря на отрицательный результат проверки знаний клиента.
Банк России отметил и позитивные практики. Так, многие страховые компании при продаже сложных продуктов с инвестиционной составляющей отдают предпочтение клиентам, которые уже не первый раз заключают подобный договор, регулярно совершают сделки с ценными бумагами или соответствуют критериям квалифицированного инвестора.
Регулятор считает важным, чтобы продавец сложных инвестиционных продуктов убедился в том, что покупатель осознанно приобретает их, понимает риски и готов нести возможные потери. Для этого Банк России рекомендует страховщикам в течение трех дней после заключения договора (и до завершения периода охлаждения) обзванивать обладателей инвестиционных страховых полисов и уточнять, самостоятельно ли клиент заполнил проверочный опросник.
Если же будет выявлено, что потребитель даже не понял, что подписал договор инвестиционного страхования, ему должна быть предоставлена возможность расторгнуть его, а к сотруднику, который провел проверку клиента с нарушениями, применены соответствующие меры.
Фото на превью: fizkes / Shutterstock / Fotodom