Россия относится к числу стран с существенными различиями между регионами. Это выражается и в том, как экономика регионов реагирует на общие для всей страны факторы — такие, например, как изменение мировых цен на нефть или обменного курса. Сила реакции на изменение Центральным банком ключевой ставки также может быть разной. Чем именно можно объяснить эту разницу, помогает понять модель региональной инфляции, которую предлагают Вадим Напалков, Анна Новак и Андрей Шульгин из Волго-Вятского ГУ Банка России. Авторы отмечают, что масштаб оцениваемых ими различий сопоставим с тем, который наблюдается в других странах с выраженной региональной неоднородностью — Австралии, Индонезии, Канаде, Китае, США, Турции.
При проведении денежно-кредитной политики центральным банкам важно учитывать асимметричность влияния, которое оказывает изменение ключевой ставки на инфляцию и выпуск. Айказ Игитян из Центрального банка Армении на примере экономики республики показывает, что сдерживающая денежно-кредитная политика замедляет инфляцию меньше, чем ее ускоряет стимулирующая политика, тогда как объем выпуска реагирует противоположным образом: повышение ставки вызывает более сильную реакцию, чем ее снижение.
Развитие технологий работы с большими данными создает новые возможности для экономических исследований — например, для мониторинга экономической активности в реальном времени или для наблюдения за динамикой цен в режиме онлайн. Александр Исаков и его соавторы из компании «ВТБ Капитал» и РАНХиГС описывают свой опыт создания с помощью технологии веб-скрейпинга — автоматизированного сбора информации со страниц онлайн-магазинов и других компаний — базы данных о ценах на потребительские товары и услуги в Московской агломерации. Спектр их наблюдений полностью охватывает выборку товаров и услуг, используемых Росстатом для расчета индекса потребительских цен, и выходит за ее пределы. Собранные авторами данные открыты для других исследователей, которые могут применять их как для оперативного мониторинга розничных цен на отдельные категории товаров, так и, например, для создания собственных ценовых индексов.
По мнению Владимира Бессонова (НИУ ВШЭ), который подготовил открытый отзыв на проект Александра Исакова и его соавторов, с развитием интернет-торговли подобные источники данных могут быть использованы для получения альтернативных оценок инфляции. Это позволит аргументированно говорить о степени достоверности официальных оценок, повысить доверие к ним и в конечном счете будет способствовать заякориванию инфляционных ожиданий. Эксперт отмечает также, что с появлением альтернативных исследований ценовой статистики может быть улучшена методология расчета индексов потребительских цен.