Заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин рассказал в интервью о перспективах инфляции и денежно-кредитной политике в 2021 году.
Об инфляции
«Прогноз по инфляции на этот год повышен до 3,7-4,2%. Пересмотр отражает более высокую траекторию, и, соответственно, большую инерцию инфляционных ожиданий, которая в результате этого возникает. Данные за февраль дополнительно это подтверждают. Более того, они повышают вероятность, что инфляция будет двигаться ближе к верхней границе этого прогнозного диапазона. Мы это будем учитывать при определении сроков и темпов возвращения к нейтральной ДКП».
О нормализации инфляционных ожиданий
«У нас есть данные за предыдущие годы, когда успешно реализовывалась политика таргетирования инфляции. В это время инфляционные ожидания, измеряемые инФОМ, колебались в диапазоне 8-10,5%. Сейчас был вылет к 11,5% в декабре. Только значимое движение к нижней части исторического диапазона будет рассматриваться как нормализация инфляционных ожиданий».
О денежно-кредитной политике в 2021 году
«Наша коммуникация призвана транслировать ровно то, что в ней сказано дословно: в среднем в течение 2021 года денежно-кредитная политика будет мягкая, будет способствовать восстановительному росту экономики и возвращению инфляции к цели. ‘В среднем’ — это важная часть этой фразы».
«На мартовском заседании совет директоров продолжит оценивать сроки и темпы возвращения к нейтральной денежно-кредитной политике».
«В апреле поступит большой объем новых данных, на основе которых будет проведено дополнительное уточнение прогнозов. Мы понимаем, что февральский прогноз построен на нашем собственном дооценивании квартальной динамики ВВП в 2018-м, 2019-м и 2020-м годах на основе годовой статистики. Мы понимаем, что это увеличивает степень погрешности в расчетах в части этих исторических данных. И в целом интервал между советами директоров действительно небольшой (в марте по сравнению с февралём)».
О публикации траектории ставки
«У нас сейчас в таблице прогноза все переменные, кроме инфляции на среднесрочном горизонте, представлены в виде диапазонов. Соответственно, эта таблица будет дополнена ещё одной строчкой — прогнозом ключевой ставки. Будут некоторые изменения и в части графически представленных данных. Диапазон прогноза зависит от уровня неопределённости».
О шаге ставки в 25 базисных пунктов
«Как любой центральный банк, Банк России предпочитает при развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом изменять ключевую ставку постепенно. С одной стороны, это дает возможность банковской системе и экономическим агентам подстроиться к изменению стоимости коротких денег, с другой — позволяет оценить последствия уже принятых решений. Для изменений большим шагом обычно требуется существенный пересмотр прогноза».
Об отличии опорных и неопорных заседаний
«С 2017 года было достаточно неопорных заседаний, когда мы меняли ставку. С точки зрения принятия решений по ставке все заседания равнозначны».
О влиянии ставок в США на ДКП России
«Ставка 1,6% по десятилетним казначейским облигациям США — это низкая ставка и весьма стимулирующая политика. На текущий момент коммуникация соответствующих центральных банков предусматривает продолжение мягкой денежно-кредитной политики. Если эта риторика как-то изменится, то, наверное, это будет иметь более значимый эффект на условия проведения ДКП в развивающихся странах, в том числе и у нас».
О понижении ставки
Такой сценарий возможен, «если всё-таки реализуются риски, связанные с затяжным сохранением большого отрицательного разрыва выпуска, который будет создавать устойчивое дезинфляционное давление».
«Исходя из событий последних шести месяцев вероятность этого сценария заметно снизилась, при том что она и до этого была невысокой».
Автор: Андрей Бирюков
Агентство «Блумберг», 10.03.2021