Статья Председателя Правления в газете "Ведомости"

Новости СДМ-Банка

Как выйти из кризиса с минимальными потерями или даже с выгодой

Хотя российские предприниматели пережили не один кризис, нынешний оставляет все меньше поводов для оптимизма. Важно не сидеть на месте в ожидании улучшений, а поменять бизнес-модель на подходящую к современным условиям. Вот рекомендации, как выйти из кризиса с наименьшими потерями и даже извлечь из него выгоду.

1. Смириться с тем, что пандемия быстро не закончится. Самые оптимистичные расчеты вирусологов дают надежду на стабилизацию будущим летом, пессимисты же советуют подготовиться к более длительным срокам. Не стоит надеяться на скорую отмену ограничений.

2. Заботиться о здоровье сотрудников. Сейчас работодатели вынуждены заботиться не только о бизнесе, но и о безопасной рабочей среде для сотрудников. Персонал, который невозможно перевести на удаленный режим, необходимо обеспечить средствами защиты; проводить регулярную термометрию, тестирование на COVID-19, дезинфекцию помещений, изменить режимы питания и др. Несоблюдение этих мер влечет снижение эффективности работы сотрудников, болезни, а также грозит санкциями при проверках Роспотребнадзора. А персоналу нужно настоятельно разъяснить, что необходимо соблюдать медицинские нормы и общаться с разумным дистанцированием.

3. Заняться глубоким изучением поведения клиентов. Пандемия завершила онлайновую трансформацию бизнеса, и те, кто мог или хотел, перешли на цифровые технологии. В 2021 г. на первый план выходят глубокое понимание мотивации клиента, анализ потребительских предпочтений (с помощью тех же цифровых технологий и накопленных данных) и улучшение взаимодействия с клиентами. Лучше всего это сделать с помощью так называемой карты пути клиента (Customer Journey Map). Она поможет осмыслить, что побуждает покупателя совершить покупку, по каким каналам он получает информацию о продукте, что для него важно при покупке, почему он возвращается за товаром. Такая карта даст возможность увидеть свой продукт под другим углом и покажет имеющиеся недочеты в работе с клиентами.

4. Не прекращать оптимизацию. В первую очередь сэкономить можно на офисных площадях. Возможно, после окончания пандемии будет достаточно для части персонала снять недорогой офис или вообще отказаться от офиса. Кроме того, поговорите с арендодателем о снижении ставок или арендных каникулах, есть большая вероятность, что вам пойдут навстречу. Проведите переговоры с поставщиками о возможности снижении цен. Эти переговоры будут более успешными, если вы предварительно найдете более выгодные условия у их конкурентов. Оставьте только самые необходимые расходы. Стоит отказаться от необязательных сервисов и заказов, пересмотреть планы по покупке нового оборудования, рекламные бюджеты. Старайтесь экономить даже на мелочах.

Оптимизация подразумевает и регулярную ревизию партнеров и контрагентов. Важно избежать ситуаций с неплатежами со стороны контрагентов. И так как режим ЧС в этом году в нашей стране не был введен и, скорее всего, не будет введен и в 2021 г., компании не освобождаются от выполнения своих финансовых обязательств и сослаться на неплатежи третьих лиц вы не сможете. Проведите переговоры с действующими заказчиками и убедитесь, что они готовы своевременно производить выплаты. А при заключении новых договоров внесите условия, которые вас подстрахуют, например лимит на дебиторскую задолженность или наличие банковских гарантий.

5. Собрать информацию обо всех мерах поддержки, которые предоставляют государство и банки. Весной были запущены три госпрограммы поддержки предприятий из наиболее пострадавших отраслей: программа льготного периода по кредитным платежам на шесть месяцев; кредит на выплату зарплаты по ставке 0% и кредит под 2%, который можно было использовать на любые цели. Но эти программы прекратят или уже прекратили свое действие. Сейчас обсуждается возможность, что на 2021 г. государство примет новые меры поддержки бизнеса, поэтому надо держать руку на пульсе.

У банков есть собственные программы антикризисной поддержки, например реструктуризация кредитов, бесплатное обслуживание счетов компаний из пострадавших отраслей, кредитные каникулы, льготные кредиты и субсидирование ставок для малого бизнеса. Узнайте, на каких условиях сейчас обслуживают новых клиентов другие банки, возможно, будет выгодно сменить банк.

6. Перепрофилировать бизнес. Речь идет не о временных изменениях, лишь бы продержаться в период пандемии. Поменялась жизнь, предпочтения клиентов. Анализируйте ситуацию с учетом текущих рисков и особенностей, чтобы понять, какими будут ваш рынок и ваш потребитель после кризиса. В чем ваши слабые места, в чем преимущества? Что будет востребовано после выхода из пандемии? Начните формировать предложения для клиентов уже сейчас. Начало года – самое подходящее время, чтобы оглянуться вокруг и подумать, как будет организован наш бизнес, когда мы выйдем из пике.


Читать на сайте банка: СДМ-Банк

Новости БанковНовости Банков

Где посылка?

Отследить посылку почта России

Меню

Мы в соцсетях