По результатам совместного исследования РГС Банка и НАФИ* большинство российских вкладчиков готовы к дистанционному формату взаимодействия с банком при открытии сберегательных продуктов.
На сегодня самый частый способ открытия вклада, накопительного счета или дебетовой карты – при посещении офиса банка, так ответили 61% опрошенных. Среди них 15% предварительно оформили заявку на сайте, а 46% пришли в офис без предварительного заявления о намерении оформить продукт. Интернет-банком при оформлении сберегательных продуктов воспользовался каждый третий (34%), а опыт оформления через мобильный банк имеет чуть более четверти вкладчиков (27%).
Личное посещение банка традиционно чаще используют старшие возрастные группы: такой ответ выбрали 52% вкладчиков в возрасте 46-55 лет и 57% старше 56 лет. Мобильный банк, напротив, самый «молодежный» способ открытия сберегательных продуктов: 39% россиян в возрасте 21-35 лет пользовались мобильными приложениями для формирования накоплений. Интересно отметить, что интернет-банком одинаково часто пользуются респонденты всех возрастных групп.
В ситуации, когда ухудшается эпидемиологическая обстановка в стране в связи с Covid-19, возрастает роль цифровых каналов обслуживания, а многие клиенты готовы заменить личное посещение офисов на онлайн-коммуникацию с банком. Вместо 61% вкладчиков, предпочитавших ранее открывать вклад через отделение, в будущем так планируют поступить только 43% опрошенных. Большинство респондентов хотели бы открыть свой следующий сберегательный продукт с помощью интернет-банка или мобильного банка (56% и 58% соответственно). Интернет-банк особенно популярен в возрастной группе 46-55 лет (этот вариант дистанционного обслуживания выбрали 64% опрошенных), а мобильный банк – среди молодежи до 35 лет (70% опрошенных). Клиенты старшего возраста демонстрируют максимальную приверженность «физическому» посещению кредитной организации: 53% вкладчиков 56+ лет хотели бы лично посетить офис, несмотря ни на что.
Столичные вкладчики при этом чаще региональных планируют посещать отделения банков для открытия сберегательных продуктов: 49% респондентов в Москве и Санкт-Петербурге предпочли этот канал открытия вклада или накопительного счета по сравнению с 39% респондентов в регионах. Открывать сберегательные продукты через интернет- и мобильный банк столичные и региональные вкладчики готовы примерно в равной степени: готовность использовать эти каналы обслуживания выразили 60% и 54% столичных и по 58% региональных респондентов соответственно.
Главные барьеры для дистанционного открытия продукта по результатам опроса – привычка к офлайн-банкингу (такой ответ дали 38% опрошенных), необходимость подтверждающей «бумаги» с печатью и подписью (35%), а также опасения за безопасность операции (32%). Кроме того, 16% вкладчиков оказались не готовы открывать сберегательные продукты через ДБО из-за комиссии за перевод денежных средств, 11% респондентов отметили, что им сложно пользоваться интернет- и мобильным банком, а 10% и вовсе сказали, что не знают, как это делать. Привычка личной коммуникации с банком ожидаемо часто отмечается в старшей группе (такой вариант ответа выбрали 48% респондентов), а «договор на руках» нужен респондентам примерно в равной степени во всех возрастных группах.
«Пандемия коронавируса серьезно отразилась и на финансовой стратегии россиян, и на их привычном поведении. Повсеместная диджитализация и длительная «удаленка» дали возможность клиентам опробовать каналы дистанционного банковского обслуживания не только для получения справочной информации и мелких переводов, но и для открытия сберегательных продуктов, — отметила Марина Дембицкая, член правления, директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка. — Банки в свою очередь совершенствуют системы интернет- и мобильного банкинга и делают их более привлекательным для клиентов, в том числе повышая безопасность проведения трансакций и внедряя дополнительные преференции для клиентов. В РГС Банке, к примеру, действует надбавка 0,25% при открытии сберегательного продукта через ДБО».
* Источник: Аналитический центр НАФИ, 2020 г. Количественное исследование было проведено посредством онлайн-опроса по потребительской панели. География исследования – Россия, регионы присутствия РГС Банка 100+ (совокупность городов с населением более 100 тысяч человек). Объем выборки – 1201 человек в возрасте от 21 года (условием участия в опросе было использование хотя бы одного из трех продуктов: срочного вклада, накопительного счета или дебетовой карты с начислением процентов на остаток).