Новые проекты и смена сферы деятельности стали одним из ответов малого бизнеса на кризисные явления весны 2020 года. Ситуация, в которой целые отрасли не имели возможности полноценно работать, привела к появлению большого числа новых проектов, зачастую далеких от центральной бизнес-идеи их владельцев. Полная смена вектора развития была особенно характерна для таких секторов как развлечения, индустрия красоты и транспорт, показало исследование Райффайзенбанка.
Достигли смены парадигмы: как малый бизнес изменился с весны 2020 года
В марте—апреле 2020 года многие компании столкнулись с ограничениями в работе — турфирмы, салоны красоты и компании из сферы развлечений пострадали от закрытия границ, карантина и отмены публичных мероприятий. Это те, кто не мог уйти на удаленку или решить бизнес-задачи с помощью доставки.
Первым ответом на кризисные явления стало открытие дополнительных проектов, чтобы поддержать основной. Часто это был цех по пошиву масок или разливу антисептиков. Однако со временем концепции усложнялись.
«Новый бизнес-план и дополнительный проект были частью стратегии преодоления кризиса и для некоторых наших клиентов. Весной 2020 года мы нередко обсуждали с клиентами вопросы реструктуризации или отсрочки платежей по кредитам, и видели разные варианты решения проблемы кассового разрыва или временной приостановки работы. Для одних это была доставка или прием онлайн-платежей, которые бизнес долго откладывал как не первоочередные задачи. Другие сдавали помещения в субаренду или организовывали полностью новое производство, — отметил Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка. — И все-таки цифровизация стала тем, что объединяло все эти подходы. Потому что цифровое привлечение, таргетированная реклама, лендинг для приема заказов и онлайн-взаимодействие с партнерами быстро стали новой реальностью. В этот период мы увидели высокий спрос на услуги онлайн-бухгалтерии, подачу деклараций и выставление счетов полностью онлайн».
Однако офлайн-бизнес продолжает развиваться, внедряя элементы цифровой культуры в свои сервисы. Так, проект Fotozona Lab, который производит фотозоны для праздников и культурных мероприятий, в один момент потерял контракты на 1.5 млн рублей. Потребовались быстрые решения, чтобы бизнес не остановился, рассказывает основатель проекта Ираклий Наскидов. Сначала он вместе с партнером организовал пошив и продажу масок, что помогло покрыть текущие расходы. Но был запрос на стратегический проект и поиск новой ниши. Так появилась идея развивать в России popup-магазины — торговые точки для малого бизнеса, которые не требуют больших затрат.
«Основная гипотеза звучала так — в период кризиса из-за пандемии именно мобильный магазин способен стать адекватным ответом рынку. Малый бизнес часто не может выбраться в физический ритейл из-за высокого порога входа. А теперь к этому фактору добавился и страх закрытия точек продаж. Поэтому формат popup стал актуальным. Не нужно строить магазин, монтаж и демонтаж занимает 8 часов. В случае локдауна расходы на физическую сеть можно урезать до нуля. То же самое, если просто не угадали с локацией — магазин можно просто перевести в другое место», — пояснил Ираклий Наскидов.
В ходе глубинных интервью выяснилось, что малый бизнес ищет «таблетку от всего». «То есть нужно не просто предложить дизайн магазина, а спроектировать товарную матрицу, смоделировать экономику, сделать бизнес-план и дизайн. И обязательно договориться с торговым центром. А еще провести эквайринг и нанять/обучить продавцов, придумать, как вести операционку. Малый бизнес мыслит не категориями инвестиций, а категориями трат. Играет, чтобы не проиграть. Поэтому предложение должно быть сверхубедительным (особенно сейчас), чтобы люди решились вкладывать 700 тыс. рублей в открытие магазина. И самым сложным звеном в этой цепочке стали торговые центры, которые относятся к малому бизнесу, мягко говоря, прохладно. Но их можно понять — высокая долговая нагрузка, у многих валютные кредиты», — добавил Ираклий Наскидов.
Райффайзенбанк является дочерней структурой Райффайзен Банк Интернациональ АГ. Райффайзенбанк — один из самых надежных российских банков, который создает финансовые решения для частных и корпоративных клиентов, резидентов и нерезидентов Российской Федерации. Согласно данным «Интерфакс-ЦЭА», Райффайзенбанк занимает 10-е место по размеру активов по итогам 9 месяцев 2020 года, 7-е по объему средств частных лиц и 12-е по объему кредитов для частных лиц. По данным журнала Forbes, Райффайзенбанк признан самым надежным и лучшим банком в России в 2020 году.
Райффайзен Банк Интернациональ АГ является ведущим корпоративным и инвестиционным банком на финансовых рынках Австрии и в странах Центральной и Восточной Европы. В Центральной и Восточной Европе Райффайзен Банк Интернациональ представлен на 13 рынках и предоставляет широкий спектр финансовых услуг, включая лизинг, управление активами и сопровождение сделок по слиянию и поглощению. Более чем 46 000 сотрудников обслуживают 16,8 млн клиентов в 2 000 подразделениях, основная часть которых расположена в странах Центральной и Восточной Европы. Акции Райффайзен Банк Интернациональ зарегистрированы на Венской фондовой бирже.