Все участники встречи — опытные бизнесмены, поэтому
тезис профессора Академии права и управления ФСИН России Алексея Родионова, о том, что
чистая прибыль и темпы её роста зависят от качества инвестиционной деятельности предприятия или, другими словами, эффективности вложений, для них был знаком и понятен. И всё же многие даже опытные предприниматели обычно не знают, как эту эффективность посчитать, а ведь оно напрямую влияет на выбор дальнейшей стратегии развития бизнеса. Алексей Родионов предложил участникам встречи методику, которая позволяет принимать решения, опираясь на анализ данных управленческого учёта. Теорию разбирали, подставляя показатели реальных предприятий. За основу взяли неравенство:
gОР ? gв ? gоб ? gоф ? gфот , где:
gОР – темп роста операционной прибыли;
gв – темп роста чистой выручки от реализации;
gоб – темп роста оборотных фондов;
gоф – темп роста основных фондов;
gфот – темп роста затрат на оплату труда.
При устойчивом развитии предприятия коэффициент качества инвестиционной деятельности (Кк) должен быть больше или равен единице. Это можно пояснить так: инвестиции (в т. ч. реинвестиции) в предприятие должны приводить к росту прибыли прибыль, а она в свою очередь должна расти быстрее, чем выручка от реализации. Выполнение условия gОР ? gв определяет то, что предприятие имеет сильные конкурентные позиции на рынке готовой продукции и имеет возможность реализовывать готовую продукцию с постоянным увеличением рентабельности продаж, то есть увеличением цены при Q = const (Q – количество проданной продукции) или опережающим ростом цены над количеством товара.
Опережающий рост выручки над оборотными фондами говорит о том, что инвестиции в предприятие дали возможность с каждой единицы оборотных фондов получить большую выручку от реализации.
Далее Алексей Родионов рассказал о четырёх возможных сценариях развития бизнеса. Так, для предприятия, у которого нет никаких проблем с ростом объемов денежных потоков и которое демонстрирует сохранение фундаментальных пропорций эффективного роста, оптимальной будет
концентрация ресурсов на имеющихся направлениях их инвестирования. Вложения стоит направлять в готовые проекты и решения: фактор времени важнее фактора стоимости ресурса, потому что позволяет захватить новый рынок. Средства лучше всего вкладывать в производство так, чтобы обеспечить вертикальную и горизонтальную интеграцию, что увеличит потребительскую базу для сбыта выросшего объема готовой продукции предприятия, а вслед за этим и прибыль.
Если темп роста прибыли ниже роста других показателей, то собственнику нужно проводить
диверсификацию и оптимизировать бизнес-процессы. Это предполагает децентрализацию производственной и сбытовой структуры предприятия, поиск новых направлений производственной деятельности и адаптации производственно-хозяйственной системы к изменяющимся условиям.
При организации новых направлений производства следует отдать предпочтение аутсорсингу, кооперации производства, операционной аренде оборудования и других производственных мощностей и унификации производственных процессов. Результатом реализации производственной части стратегии диверсификации является выход на новые рынки производства и сбыта (как географически, так и продуктово) с минимальными операционными и деловыми рисками.
Эти шаги позволят максимизировать прибыль за счет увеличения объемов производства и сбыта продукции с лучшими показателями рыночной, производственной и финансовой эффективности.
Когда рост оборотных фондов превышает темп роста прибыли и выручки, а предельная ресурсная эффективность и эффективность производственных процессов снижается, то требуется их реорганизация и перестройка. Это стратегия
оптимизации.
Её основной целью является достижение максимального уровня ресурсной и рыночной эффективности при существующем объеме производства. А в условиях хронической недозагрузки производственных мощностей предприятий их инвестиционная оптимизация также должна быть направлена на повышение организационно-технического уровня производства. Важным условием является снижение затрат на единицу продукции.
Основой для повышения эффективности производственных процессов предприятия является отказ от дублирующих, сдерживающих, неэффективных процессов. Это повысит производительность труда, рентабельность оборотных и основных фондов предприятия.
Если на каждую единицу роста прибыли, выручки и оборотных фондов требуется больший рост основных фондов и привлеченных трудовых ресурсов, то это говорит о том, что увеличение производства и сбыта продукции повышает предельную фондоемкость и трудоемкость продукции предприятия. В таком случае нужна
модернизация.
К основным требованиям развития предприятия следует отнести качественную замену используемых в производственном процессе материальных и нематериальных ресурсов, а также возможное изменение продуктовой номенклатуры. Дальнейшие технологическая и процессная модернизации будут требовать новых компетенций от работников, которым будут присущи задачи нового характера и уровня сложности. Информатизация производства, продуцирования и внедрения инноваций потребуют подбора рабочих с инновационным мышлением.
Модернизация производства также в значительной степени зависит от возможности предприятия производить собственные производственные, продуктовые, сбытовые и управленческие инновации и ноу-хау.
Модернизация маркетинговой системы предприятия потребует перестройки или формирования сбытовых сетей; формирования, развития и продвижения торговой марки (марок) и повышение ценовой эластичности продукции предприятия. Результат — выход на новые рынки.
Чтобы произвести такой анализ и сделать объективные выводы о работе предприятия, данные лучше рассматривать за 5-10 лет, уточнил профессор Родионов.
В связи с сегодняшними непростыми условиями дата и тема следующей встречи в бизнес-клубе уточняются.